Название: Распутин
Название зарубежное: Rasputin
Год: 1996
Страна: США, Венгрия
Жанр: драма, биография, история
Рекомендовано: зрителям, достигшим 12 лет
Продолжительность: 135 мин.
Премьера: 23 марта 1996
Возраст: 12+
Рейтинг Кино Поиска : 7.155
Рейтинг IMDB : 7
Зрители : Испания - 32.2 тыс, Чехия - 7.3 тыс, Италия - 6 тыс
Режиссер: Ули Эдель
В ролях: Алан Рикман, Грета Скакки, Иэн Маккеллен, Дэвид Уорнер, Джон Вуд, Джеймс Фрейн, Йен Хогг, Шила Рускин, Питер Джефри, Фредди Файндлей
Фильм, основанный на исторических фактах, повествует о влиянии «святого черта», утверждавшего, что говорит с Господом, на царскую семью, а рассказ ведется от лица царевича Алексея, которого старец лечил самым чудодейственным образом....
Рецензии: Пристальный взгляд на русскую историю------
Историку смотреть эту картину поначалу непросто, поскольку с фактологической стороной российской истории начала ХХ века сценаристы обошлись весьма вольно. К примеру, самодержавная власть приказывает долго жить под натиском большевистского переворота, а не февральской революции, Временное правительство таинственно исчезает, а Николая с семьёй арестовывают прямо в Зимнем дворце. Но все эти вольности вполне объяснимы. Создатели фильма не собирались снимать учебное пособие для школ и ВУЗов. Их интересовала судьба членов царской семьи и судьба страны, которую последние подвели к краю пропасти. И замысел этот был воплощён идеально, за что стоит благодарить замечательных актёров, которым удалось увидеть самую суть своих героев. Алан Рикман (Григорий Распутин) в очередной раз поражает масштабом своего актёрского дарования. Этому англичанину с эталонным произношением и безупречными манерами каким-то непостижимым образом удалось познать загадочную русскую душу. В мрачном, грубом, загадочном и властном человеке, который буквально врывается в замкнутый мир царской семьи, невозможно узнать самого Рикмана. Глядя на его Распутина, начинаешь понимать, каким образом этот человек мог влиять на решения монарших особ. Распутин Рикмана искренне верит в свою богоизбранность, и в этом основа его силы. Иэн МакКеллен (Нколай II). Этот человек поразил меня более всех. Его Николай настолько близок к оригиналу, что это кажется поистине сверхъестественным. Как сэр Иэн умудрился настолько точно понять и настолько тонко осмыслить характер русского царя? Не знаю. Видимо, дело в том, что он (как и Алан Рикман, кстати) гениальный актёр. Николай показан таким, каким он и был: слабым, зацикленным на семейных проблемах, неспособным управлять государством и искреннее не понимающим, к чему он привёл Россию (это становится ясным, например, из его дневников, автор которых выглядит, мягко говоря, интеллектуально ограниченным). МакКеллен показал трагедию этого человека. Человека, который готов на всё ради своей семьи, но не ради своей страны. Сам МакКеллен так писал о нём: «Меня очень увлекла возможность сыграть царя Николая, благородного и благосклонного правителя, который искренне любил свою жену и детей, но оказался не в состоянии вывести страну из охвативших её беспорядков».Грета Скакки (Александра Фёдоровна). Царица тоже удалась на славу. Властная женщина, управляющая своим недальновидным и беспомощным супругом, которая больше всего на свете желает, чтобы её сын был здоров, и готова заплатить за это любую цену. В заключении добавлю, что частично картина снималась в Петербурге, поэтому в массовых сценах и крошечных ролях задействовано много наших актёров, а костюмы для фильма (по свидетельству МакКеллена) были пошиты на «Мосфильме». Затем съёмочная группа перебралась в Венгрию, где и завершила свою работу. За роли в «Распутине» Алан Рикман и Иэн МакКеллен получили Золотые Глобусы, да и сам фильм вполне заслуженно удостоился этой награды. Жаль, что в России эта картина мало кому известна, а ведь посвящена она нашей истории. И ценна она тем, что в ней невероятно тонко понята суть главных действующих лиц российской истории. Тем, кто сейчас снимает и пишет о царской семье многочисленные лубочные произведения, стоило бы поучиться у создателей «Распутина». 10 из 10...
Знаете ли вы что.... В фильме можно обнаружить массу исторических неточностей. Так, в нем есть сцена, в которой Петр Столыпин, убитый в 1911-м, узнаёт о смерти эрцгерцога Франца Фердинанда, убитого в 1914-м.