Название: Последний танцор Мао
Название зарубежное: Mao's Last Dancer
Год: 2009
Страна: Австралия
Жанр: драма, мелодрама, биография, музыка
Рекомендовано: зрителям, достигшим 18 лет
Продолжительность: 117 мин.
Премьера: 13 сентября 2009
Возраст: 18+
Рейтинг Кино Поиска : 7.324
Рейтинг IMDB : 7.3
Зрители : Австралия - 1.3 млн, США - 616.8 тыс, Дания - 92.2 тыс
Режиссер: Брюс Бересфорд
В ролях: Цао Чи, Брюс Гринвуд, Пенн Хэкфорт-Джонс, Кристофер Кирби, Сьюзи Стин, Мадлен Исто, Аден Янг, Вэнь Бин Хуанг, Шу Гуанг Лианг, Йе Ванг
Драма «Последний танцор Мао» (Mao's Last Dancer) создана по мотивам автобиографии артиста балета Ли Кунксина. Мальчик имел китайско-австралийское происхождение. Родился он в нищете, в районе города Циндао провинции Шаньдун КНР. Еще в детстве, в возрасте 11 лет, Ли был увезен из родной китайской деревеньки делегатами мадам Мао и доставлен в Пекин, в Академию танца. Там мальчика стали обучать балетному искусству.
Изнурительные ежедневные тренировки по 16 часов могли сломать кого угодно, но Ли выдержал все и стал искусным танцором. В 1979 году по культурному обмену Ли попал в Техас, где повстречал свою большую любовь, американскую танцовщицу Элизабет Макки. Чтобы Ли мог остаться в США, во избежание депортации они заключили брак. Но танцора неудержимо влекло на Родину. Когда Ли попытался вернуться в Китай, чтобы навестить семью, его задержали. В итоге Ли было разрешено остаться в США, но артиста лишили китайского гражданства....
Рецензии: Сегодня он танцует джаз, а завтра Родину продаст...------
Его отобрали, наверное, одного на сто миллионов, из самых глубин провинциального Китая, деревенского мальчика одиннадцати лет, взятого от семьи, чтобы в столичной академии учиться балетному мастерству, оставляя родителям гордость за причастность к будущему пролетарского движения и облегчение от мысли о сытой и обеспеченной жизни одного из своих шести сыновей.Экранизация автобиографического романа проживающего в Австралии популярного танцовщика и общественного деятеля китайского происхождения Ли Цунсиня, охватывает историю его жизни, профессионального роста и международного признания, которое развело судьбу артиста и господствовавший на родине коммунистический строй, перековав надежду партии в предателя идеалов, гордость нации – в невозвращенца, продавшегося классовым врагам.Фильм точно следует периодам жизни главного героя, отделяя детство, юность и раннюю молодость, счастливый выбор случая, оттачивание характера у балетного станка, первый сценический успех и знакомство с американским знатоком искусства, стажировку в Хьюстоне и покоряющую свободу выбора, вызвавшую отторжение регламентированных партией обязательных норм.Лента успешно совмещает время и место, прокладывая сюжету путь через строящихся колоннами людей, одетый во френч, марширующий Китай, в «школу танцев», где красота движений противостоит директиве, а творческую инициативу душит наказание и неизбежный арест, сводит вместе порывы души и удачные совпадения, открывающие призвание молодого артиста служить балетному мастерству. Для каждого периода истории находятся точные детали: порядок отношений, уклад жизни, пропагандистская демагогия и «перегибы на местах». К первому профессиональному успеху примешивается романтическая связь, музой вдохновляя артиста на творческий подъём.Приглашённые на роль главного героя актёры, несмотря на некоторые несовпадения внешности идеально передают образ и характер своего персонажа: распахнутым взглядом юного гимнаста Вен Бин Хуанга, порывистой эмоциональностью начинающего танцовщика Шенгву Гуо и полновесной внутренней силой и физической мощью настоящего мастера – премьера Бирмингемского Королевского балета Ши Цао, специально взявшего полугодовой перерыв, чтобы танцевать и играть роль в этом кино.Так, к исторической и политической точности добавляется конкретика настоящего таланта, неподдельная сила танца, составлявшего цель и смысл жизни признанного танцовщика, часть его существа, без которой невозможно представить мощь настоящего таланта, для описания которого просто не хватит слов.Хореографические фрагменты слиты с общей повествовательной канвой, придавая и без того выразительному действию предельно яркий и точный эмоциональный окрас, притягивая внимание силой идеально выполненных вариаций от классического Дон Кихота до изысков современной хореографии. Запечатлённые камерой, показанные во всей красе и блеске живого исполнения, они, как того добивались авторы, заставляют вспомнить о феерическом и танце Барышникова, сравнения с которым выдержит далеко не каждый ныне танцующий гражданин.Обойдя политические углы, окончательное решение перебежчика проходит не по партийно-идеологической линии, а на рубеже свободы творчества, оставляя партии подозрение, что от свободы ног до вольнодумства – всё тот же один шаг. Шаг, разлучивший со страной и близкими, вечным запретом записав «своего» к «чужим», как это было с нашими Нуреевым, Барышниковым и Годуновым. Как оказалось, не навсегда.Позже Ли Цунсин написал о себе книгу, а признавшие его сограждане, в лице австралийского режиссёра Брюса Бирсфорда, и благодарные соотечественники, в лице урождённых китайских парней, исполнивших главную роль, переложили успешную прозу в гармонично сложенный фильм, где торжество искусства обрамляет драматический прощальный изгиб горькой судьбы, яркость танца поднимает вольный дух, а твёрдость воли крепит стойкость перед страхом безвозвратных потерь, оборачиваясь эффектным рассказом, почти не похожим на искусственную жизнь....