Название: Падение дома Ашеров
Название зарубежное: La chute de la maison Usher
Год: 1928
Страна: Франция
Жанр: ужасы
Продолжительность: 63 мин.
Премьера: 5 октября 1928
Рейтинг Кино Поиска : 7.283
Рейтинг IMDB : 7.3
Зрители : Франция - 5.4 тыс
Режиссер: Жан Эпштейн
В ролях: Жан Дебюкур, Маргарит Ганс, Шарль Лами, Фурнес-Гоффар, Люк Дартанян, Абель Ганс, Халма, Пьер Хот, Пьер Кефер
В мрачный одиноко стоящий дом приезжает Аллан, друг семьи Ашеров, проживающих в этом доме. Родерик Ашер, его больная жена Мадлен и ее врач мирно сосуществуют, но со временем дела становятся все хуже и хуже. Аллан начинает тревожиться, особенно когда после смерти Мадлен начинают происходить странные вещи.
Сюрреалистический шедевр Жана Эпштейна, на котором в последний раз его ассистентом работал учившийся у него Луис Бунюэль. Кажется, что время навсегда остановилось в разрушающемся особняке семейства Ашеров. Молодой Родерик Ашер рисует портрет своей жены Маделины, слабеющей день ото дня....
Рецензии: Замок доктора Калигари------
Там птицы не поют, там звери не гуляют, там голые деревья и только ветер свищет. Округа мрачного замка Ашеров – унылое место, куда не каждый извозчик погонит свою лошадь даже днем. На карту мирового культурного наследия это поместье нанес мастер ужасов Эдгар Алан По, красочно описав его в небольшом рассказе. Образ этого мрачного места будет привлекать представителей многих поколений кинематографистов. Мировая история насчитывает не менее десяти попыток перенести это произведение на экран, но лишь немногие оказались способными справиться с пресловутым духом По. Не секрет, что в начале прошлого столетия именно Франция была центром мирового кинопроизводства, но ближе к двадцатым годам пальму первенства у них перенял Голливуд, который и стал потихоньку навязывать свои правила игры остальному миру. Французским кинематографом овладели примитивные сюжеты, театральщина и избитые приемы, в пику которым группа энтузиастов начала создавать нечто совершенно новое. Их прозвали Авангардом, а режиссер и теоретик кино Жан Эпштейн был одним из лидеров формации, которая зачастую отрицала главенство сюжета в картинах, отдавая предпочтения формальным поискам и визуальным решениям. Неудивительно, что в 1928-ом он принялся за рассказ По, чья короткая и яркая проза давала множество возможностей для интерпретаций и не ограничивала кинематографистов строгими рамками.Сценарий фильма родился на стыке рассказов «Падение дома Ашеров» и «Овальный портрет». В первом рассказывалось о проклятии давнего рода Ашеров, чьи последние представители, брат с сестрой, догорают, словно свечи, в старом замке. Второй же толковал о полубезумном художнике, написавшем портрет собственной жены, который ее и погубил. Эпштейн (не без помощи будущего сюрреалиста Бунюэля) превратил Родерика Ашера в того самого художника, а его сестру в жену. «Падение дома Ашеров» представляется одним из первых так называемых эстетских фильмов ужасов. Пионером в этом направлении можно считать «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине. Наследие экспрессионистов тут видно невооруженным глазом. Еще одна особенность, почерпнутая Эпштейном от немцев – большое внимание к деталям и художественному оформлению фильма, из-за чего пересматривать его даже интереснее, чем видеть впервые.Мир фильма можно условно разделить на две части: интерьеры и открытые пространства. Открытые пространства представляют собой некое межсезонье. Улицы холодные и промозглые, колеса возниц грузнут в болотах, деревья стоят без листьев, все время дует холодный ветер, а отдельным странникам, вдруг оказавшимся на улице, приходится все сильнее кутаться в плащах, сильнее натягивать шляпы и прятаться в густом тумане. Но даже это не вселяет в жителей столько уныния, сколько его вселяет обветшалый замок, возвышающийся над большим озером. Его внутреннее пространство гораздо мрачнее и неуютнее. По длинным коридорам ветер гоняет опавшую листву и страницы старых книг, а в предметах интерьера, кажется, больше жизни, чем в самих обитателях. Их, кстати, пятеро – хозяин дома Родерик Ашер с женой Мэделин, гость Аллан, безымянный слуга и инфернальный доктор, сквозь очки которого не видно его глаз. Родерик говорит только шепотом, одержим живописью, а иногда и бренчит на гитаре, но умиротворяющее его искусство для остальных превращается лишь в орудие зла. Ведь красавице Мэделин после сеансов живописи, где она выступает натурщицей, становится все хуже и хуже. Портрет вытягивает силы из женщины, но обезумевший демиург замечает только шедевральность полотна. В итоге, она умирает, а оставшаяся четверка мужчин устраивает ей абсурдные похороны, а потом на лодке, словно по Стиксу, везет в родовую усыпальницу.Отличительная особенность фильма - особая манера съемки. Действие очень замедленно, даже простейшие жесты героев сильно растянуты во времени, а книги, время от времени падающие со стен на пол, успевают совершить целый танец за мгновения падения. Временами съемка принимает обычный темп, который в сравнении с тягучими телодвижениями героев начинает казаться сверхбыстрым, что создает сюрреалистичный эффект. Кроме того, Эпштейн прибегает к интересным визуальным решениям, мастерски используя ветер, туман, дым и пламя в интерьерах и экстерьерах фильма. Заигрывает он даже с непременным атрибутом немного кино интертитрами, то придавая им особую экспрессию знаками препинания, то растягивая их на целый экран или со страхом сужая до размеров малюсенькой строчки, то оформляя как страницу из старинного фолианта. В финальной части своей ленты Эпштейн уже вовсю пользуется гриффитовским параллельным монтажом, придавая действию нужное напряжение, и усложняя композицию необязательным рассказом в рассказе.Операторская работа ленты одна из самых интересных для немого кино. Камера братьев Лукас выбирает самые невероятные ракурсы и не брезгует многократными экспозициями. Крупные и общие планы хаотично чередуются, игра на гитаре перебивается кадрами мертвенной природы, а забивание гвоздей в крышку гроба и напряженные лица гробовщиков превращают этот процесс в подобие мистического действа. Местами камера становится «пьяной», а местами успокаивается, но лишь для того, чтобы вскоре взорваться сумасшедшей пробежкой по коридору, где от порывов ветра уже беснуются плотные занавески. На статичных общих планах немногочисленные обитатели мрачного здания превращаются в жалких насекомых, которых одно движение судьбы способно раздавить насмерть. Операторы искажают обычные пространства, создавая непохожий ни на что мир, где никто и ничто, на самом деле, не есть тем, чем кажется. В память зрителя наверняка врежутся самые необычные в истории кино похороны, образ восставшей из небытия невесты и грандиозный финальный фейерверк вместо поминок.За эти вольные метаморфозы отдельные поклонники писателя предали Эпштейна анафеме, что, в принципе, не очень справедливо, так как на экранизацию в классическом смысле режиссер не замахивался, а дух Эдгара Алана По ему удалось передать едва ли не лучше всех. В конце концов, как можно не оценить шутку, превратившую пафосную метафору гибели древнего рода Ашеров в мрачный анекдот о крушении старого здания в экспрессионистских декорациях. Эдгару Алану такое бы точно понравилось....