Название: И стал свет
Название зарубежное: Et la lumiere fut
Год: 1989
Страна: Франция, Германия (ФРГ), Италия
Жанр: фэнтези, драма, комедия, детектив
Рекомендовано: зрителям, достигшим 12 лет
Продолжительность: 107 мин.
Премьера: 14 сентября 1989
Возраст: 12+
Озвучка 2 плеера: Иоселиани
Рейтинг Кино Поиска : 7.534
Рейтинг IMDB : 7.20
Зрители : Португалия - 24
Режиссер: Отар Иоселиани
В ролях: Сигалон Сагна, Сали Баджи, Бинта Сисс, Мари-Кристин Дьем, Фату Сейди, Альфа Сэйн, Абду Сане, Сулейман Санья, Мари-Соланж Бадиан, Муса Сагна
Жизненный уклад африканского племени мутирует под натиском новых технологий. Племя с равной смекалкой приспосабливает для своих нужд и дары цивилизации, и ее отбросы. Но со временем вещи меняют отношения между людьми......
Рецензии: Всюду Грузия------
Экологическая притча с библейским названием вполне соотносится с ключевой темой режиссёра, который после переезда во Францию в каждом новом фильме с нарастающей печалью говорит о разрушении вековых традиций и нашествии нуворишей. Но на этот раз Иоселиани решил пойти как бы от обратного и рассказать миф о духовной целостности природного человека. Для этого ему пришлось совершить вояж в Африку. Экзотичная модель первобытного общества становится тут прообразом угасающей культуры первозданных человеческих отношений. Они терпят полный крах под агрессивным натиском цивилизации, которая выступает в образе варварской силы: племя маленького «отсталого» народца поглощает акулья пасть прогресса. Вокруг селения аборигенов с некоторых пор ежедневно слышится всё нарастающий рёв тракторов, занятых лесоповалом. Ритуальную девственность бытия с обязательными совместными просмотрами заходящего солнца нарушают пришельцы из иного мира, которые искушают и совращают природного человека. А те, кто не пожелал поддаться сомнительному соблазну, совершают массовый исход. Плач по исчезающему миру мог прозвучать набатом, если бы не авторская ирония, которая не просто снимает напряжение, но превращает данную историю в утопическую комедию или, если хотите, трагикомическую притчу. Идеализированный матриархат, царящий в африканском племени, представлен фантазийными сценками, где смешное неотделимо от иносказательного. Здесь запросто могут заставить крокодила работать на человека вместо лошади. Тут с лёгкостью могут сделать с помощью глины удачную операцию по приживлению к телу оторванной головы. Как весёлые этнические ритуалы смотрятся зарисовки об особенностях племенной любви, в которой по обыкновению доминирует женщина. И всё же Иоселиани снимает совсем не этнографическое кино, адаптированное к европейскому менталитету, а рассматривает модель создания и разрушения коммунального сообщества, похожего на то, в котором он сам когда-то провёл свои лучшие годы. Когда один из героев отправляется в город на поиски сбежавшей жены, то первым делом он сталкивается там с новообразованной бюрократией, затем с пионерами в галстуках и выведенной на транспаранте надписью по-грузински: 'Вперёд к всеобщему счастью'. Прозрачность шуточных намёков наводит на грустные размышления: при всей разности общественных строев суть их остаётся неизменной. Прогресс уподобляется вандализму, если беспардонно вторгается на чужую территорию, достойную права на существование хотя бы в силу приспособленности к жизни её обитателей....