Название: Любовница Нерона
Название зарубежное: Mio figlio Nerone
Год: 1956
Страна: Италия, Франция
Жанр: комедия, история
Продолжительность: 88 мин.
Премьера: 13 сентября 1956
Рейтинг Кино Поиска : 5.924
Рейтинг IMDB : 5.60
Режиссер: Стено
В ролях: Альберто Сорди, Витторио Де Сика, Глория Суонсон, Брижит Бардо, Чиччо Барби, Меммо Каротенуто, Мино Доро, Энцо Фурлай, Агнеса Дуббини, Ирен Гэй
Император Нерон большой любитель музыки и песен,хочет посвятить себя искусству и заботиться о красивой молодой жене.Но амбициозная Агриппина толкает своего сына Нерона к возобновлению войны в Британии.Справиться со всем этим помогает Нерону Сенека....
Рецензии: Не давайте ему петь!------
Картина могла стать забавной пародией на фильмы о нравах Древнего Рима. В режиссерском кресле – мастер комедии и недавний лауреат Каннского кинофестиваля Стено. Великолепный подбор актеров: великий Сорди в роли Нерона, гордый Де Сика в образе Сенеки. Амбициозная Глория Свенсон – вылитая мать императора Агриппина. Плюс – Бриджит Бардо в легких туниках Поппеи. Да, и еще оператор – будущий классик итальянских страшных сказок Марио Бава. Добавьте сюда яркие декорации и костюмы. Но, как говорят, многое пошло наперекосяк. Несколько слов о сюжете. Отбившийся от маминого деспотизма Нерон мечтает посвятить себя пению. Агриппина хочет отправить сына на завоевание Британии. Сенеку устраивает роль серого кардинала при Нероне. Красавица Поппея – просто красавица. И все друг против друга интригуют, и хотят друг друга отравить. Главная шутка в то, что любая война лучше пения Нерона. Роль Поппеи хотели отдать роскошной Аните Экберг, но уступили более молодой Бриджит Бардо. ББ в мемуарах вспоминала, что ночами танцевала в итальянских кафе, совершенно забывая о съемках. «В итальянских фильмах, где озвучивание делается после съемок, слова совершенно не важны. Я говорила по-французски, Сорди и Де Сика по-итальянски, Свенсон по-английски. Во время съемки была жуткая неразбериха. Слева рабочие приколачивали декорацию, справа парикмахер брил режиссера, а оцарапанный режиссер орал на парикмахера. А посередине - мы несли чушь». «После американской дисциплины я попала из огня да в полымя - на римские оргии, изо дня в день...», - пишет Бардо. Именно такое ощущение фильм и производит. Сорди в своей игре уходит в отчаянный фарс, в то время, как Де Сика изображает Сенеку с глубокой проработкой характера. Через много лет режиссер Стено рассказал, что Глория Свенсон вообще не поняла черного юмора постановки и считала фильм худшим в ее карьере. 5 из 10...