Название: Я, Дон Жуан
Название зарубежное: Io, Don Giovanni
Год: 2009
Страна: Италия, Испания, Франция
Жанр: драма, история, музыка
Продолжительность: 127 мин.
Премьера: 12 сентября 2009
Рейтинг Кино Поиска : 7.207
Рейтинг IMDB : 6.90
Зрители : Болгария - 20.3 тыс, Франция - 18.8 тыс, Италия - 16 тыс
Режиссер: Карлос Саура
В ролях: Тобиас Моретти, Эулалия Рамон, Серхи Рока, Анна Саура Рамон, Франческо Барилли, Лоренцо Балдуччи, Елена Куччи, Себастиано Ло Монако, Сильвия Де Фанти, Хавьер Мунсо
Венеция, 1763 год. Писатель Лоренцо да Понте ведет распутный образ жизни. Он был священником, но скандальные любовные приключения заставили его покинуть страну и уехать в Вену. С помощью друга и наставника Джакомо Казанова да Понте знакомится с придворным композитором Сальери и новичоком при дворе Вольфгангом Амадеем Моцартом. Сальери ищет возможность помешать все возрастающей популярности Моцарта и уговаривает его взять Лоренцо да Понте в качестве либреттиста....
Рецензии: Моцарт и... не Сальери!------
Гость ММКФ-38 испанский режиссер Карлос Суаре, получивший приз фестиваля «За выдающийся вклад в мировое киноискусство», распорядился открыть ретроспективу своих фильмов именно лентой «Я, Дон Жуан» (2009). Интересный выбор, учитывая то, что за последние годы Суаре снимает практически только документальные ленты. Видимо, все дело в скрытой обиде 84-летнего режиссера – фильм не снискал наград и внимания публики (всего одна сиротливая рецензия на «Кинопоиске»!), разочаровал продюсеров и не отложился в массовом сознании: попросите десяток киноманов назвать фильм о Моцарте и Сальери, и наверняка все они назовут «Амадея» Милоша Формана. Почему так получилось? Начнем с конфликта: в «Амадее» противоборствуют Моцарт и Сальери, талант и зависть к таланту, творчество и ремесленничество. «Я, Дон Жуан» оставляет это соперничество практически за кадром, выводя на главную сцену совершенно другого персонажа – либреттиста Лоренцо Да Понте – свободомыслящего юношу, бунтующего против ханжеской морали самым безобидным способом – своими стихами. Будучи изгнанным из Венеции в Вену, не без помощи своего старшего наставника Казановы (да-да, того самого!) он знакомится с Моцартом, и создает вместе с ним оперу «Дон ЖуанСделать главным героем фильма не Моцарта, и не Сальери, и даже не Казанову (вот ведь где можно было разгуляться), а либреттиста Да Понте – довольно смелый поступок, тем не менее, довольно точно отражающий тот самый «другой» конфликт. Каждый из героев фильма (за исключением, пожалуй, Сальери), мог бы сказать о себе: «Я – Дон Жуан». Все они, так или иначе, противостоят своей среде, бросают вызов обществу: Да Понте – вольнодумными стихами, Моцарт – игривой тематикой своих опер, Казанова… ну, с ним все понятно. И каждый из них решает, где остановиться – остепениться, приосаниться, влиться в общий поток… или нет. У каждого из них – свой путь и свой выход. Казанова так и живет странноватым отшельником. Моцарт умирает в расцвете лет. И только Да Понте проживает долгую жизнь (включая оставшуюся за кадром жизнь в Америке). С судьбой своего герой Дон Жуана они играют, словно примеряя на себя. От того, что случится с персонажем, словно зависит судьба героев – либо в ад, либо в смиренную обыденность. И вот это существование на грани вымысла и реальности у Суаре изображено просто гениально – не только сюжетным образом, но и визуальным, когда в «реальные сцены» будто вклиниваются фрагменты вымышленные. Опера вмешивается в настоящую жизнь, и уже не ясно, где реальность, а где картонные декорации. Вот это балансирование на грани реальности и есть то, что интересует Суаре больше, чем стычки Моцарта с Сальери или количество любовниц у Казановы («Двести? Триста? Пусть будет тысяча три!»)Актеры справляются со своими ролями отлично – тем более что за пределами итальянского или австрийского кинематографа они практически неизвестны. Лоренцо Балдуччи играет Да Понте скупыми, но точными мазками – его герой еще сам не знает, где его место: в «пучине греха» Казановы или в смиренном покаянии – ведь даже свое имя он получил от священника при крещении. Знакомство с Моцартом дает ему возможность попробовать ринуться «в пучину» в иносказательном, оперном варианте, и Балдуччи точно изображает внутреннюю борьбу героя, который так и не может решить: а чего же хочу я сам. Моцарта играет Лино Гуанчале, и он вполне выдерживает сравнение с гениальным Томом Халси в «Амадее» - притом, что у театрального актера Гуанчале это первая работа в кино! Его Моцарт – не такой трагичный, как у Халси, но безусловно взбалмошный, ершистый и живой. Тобиас Моретти, играющий Казанову, справляется со своим каноническим персонажем буквально одним движением бровей – недаром в том же 2009 году в очередной киноверсии «Острова сокровищ» он сыграл пирата Сильвера! Такую мощную и темную харизму еще поискать!Музыкальная часть фильма безупречна – впрочем, с таким либретто трудно было бы ожидать чего-то другого. Но все же ясно, чего не хватило публике – драмы и остроты. Ведь как ни крути, гипотетический конфликт Моцарта и Сальери куда киногеничнее, чем мятущаяся душа либреттиста Да Понте, выбирающего между безрассудством и степенностью, и попавшего в пограничный мир условностей оперы. Но если вам интересно влезть за кулисы венского театра и посмотреть, «из какого сора» рождаются гениальные музыкальные произведения – то «Я, Дон Жуан», безусловно, обязателен для просмотра....