Название: Убежище
Название зарубежное: Moolaad
Год: 2004
Страна: Сенегал, Буркина-Фасо, Марокко, Тунис, Камерун, Франция
Жанр: драма
Продолжительность: 124 мин.
Премьера: 15 мая 2004
Рейтинг Кино Поиска : 6.835
Рейтинг IMDB : 7.60
Зрители : Франция - 73.8 тыс, Испания - 14.1 тыс, Великобритания - 12 тыс
Режиссер: Усман Сембен
В ролях: Фатумата Кулибали, Маймуна Хелен Диарра, Салимата Траоре, Dominique Zeda, Mah Compaor, Амината Дао, Расмане Уэдраого, Ousmane Konat, Bakaramoto Sanogo, Модибо Сангаре
Небольшое селение в Буркина-Фасо. Шесть девочек сбегают с ритуала «очищения». Речь идёт о женском обрезании — обычае широко принятом в Африке, часто незаконном, но до сих пор практикуемом. Четверо из них прибегают во двор одного дома, где просят женщину по имени Колле Ардо предоставить им защиту.
Они слышали, что она не отдала обрезать свою дочь. По принятому обычаю, нельзя лишить человека убежища, если он того просит, и Колле начинает мулааде – своеобразную магическую защиту, символом которой становится цветная верёвка натянутая перед входом во двор дома. Теперь никто не может войти туда с целью забрать девочек....
Рецензии: Тонкая красная линия------
Даже в наш двадцать первый век глобализации, интернета и информационного изобилия на краю Ойкумены встречаются люди, до которых цивилизация еще не успела в полной мере дотянуть свои гниющие пальцы. Отсутствие пробок, ГМО и наличие чистого воздуха компенсируются вопиющей нищетой, а телезомбирование и вездесущий маркетинг - варварскими ритуалами, способными привести в ужас любое изнеженное дитя города. В частности, в желтой жаркой Африке не видать идиллий - исповедуя личный сорт ислама, отдельные племена там практикуют обязательное женское обрезание, которое в условиях жуткой антисанитарии и криворукости местных коновалов (даром, что с конями туговато) больше напоминает некую русскую рулетку. Кому из детей повезет, те выживут, а кто умрет, что ж, Аллах велик, на то воля его. Но вот несколько девочек сбегают буквально из-под ножа и прячутся под юбкой у Колле Ардо - сильной волевой женщины, будущего феминистического вождя племени. Та берет детей под защиту и протягивает у дверей тонкую красную линию, символизирующую запрет переступать порог и уродовать девочек, нашедших убежище в ее доме.Усман Сембен считается одним из крупнейших африканских режиссеров, что, впрочем, не избавляет его творчество от некоторой плакатности и грубоватой примитивности. Он отлично задает конфликтные точки, выводя противостояние за соблюдение кровавого ритуала далеко за рамки локального спора и протягивая символическую красную ленту между старым и новым, мужчинами и женщинами, свободой воли и подчинением дремучим жестоким обрядам. И уже не так важно, что решаются эти конфликты топорно и в лоб, что герои проговаривают максимы открытым текстом, и что в конце все танцуют. Сембен вообще вряд ли ориентировался на любителей Алена Рене, он снимал то, что важно для его даже не страны, но континента, и делал это пусть грубовато, но так, чтобы не осталось и тени непонимания между ним и зрителем.Черный континент живет по своим законам, и то, что там происходит, по большому счету не интересует никого. Ну погибло в межплеменной войне несколько сотен или тысяч аборигенов, ну погубили местные недошаманы сколько-то там детских жизней. Об этом никто и никогда даже не узнает. Африканские женщины вслушиваются в голоса, пробивающиеся сквозь помехи допотопного радиоприемника на батарейках - единственной роскоши в этой деревне, но односторонняя передача - это не диалог. Вырваться за пределы общинных устоев практически невозможно, ибо люди закоснели в своих убеждениях, а вне людей жизни нет. Поднять голову значит стать изгоем. Впрочем, иные изгои начинали революции.Режиссер умело делает проблемы Аллахом забытого племени в глубинах Буркина-Фасо общечеловеческими, умело давит на то, что женщина - тоже человек, и имеет право на свое мнение, пусть его ей и подсказывают голоса из неизвестного далека. Разумеется, долго и мирно сосуществовать радиодикторы из цивилизованного мира и кровавые ритуалы не могут, и конфликт будет разворачиваться, и патриархи, оберегая седые обычаи, будут, уподобляясь фашистам, жечь приемники как источники свободомыслия, и будут бить своих женщин, а мужчины, вставшие на их сторону, и вовсе могут проститься с жизнью. Кипят африканские страсти, но крепка, неудержимо крепка тонкая красная линия, превращаясь в символ непокорности, переступить через который уже невозможно. Усман Сембен еще раз показал, что совсем рядом с нами есть другая жизнь, и мы посмотрели, и сочувственно покачали головами. Еще одна односторонняя передача информации состоялась, но теперь уже в обратную сторону. Все еще не диалог, но уже какая-то попытка к нему....