Название: Кориолан
Название зарубежное: Coriolanus
Год: 2013
Страна: Великобритания
Жанр: драма, военный, история
Рекомендовано: зрителям, достигшим 12 лет
Продолжительность: 189 мин.
Премьера: 30 января 2014
Возраст: 12+
Рейтинг Кино Поиска : 8.037
Рейтинг IMDB : 8.50
Режиссер: Тим Ван Сомерен, Джози Рурк
В ролях: Том Хиддлстон, Марк Гэтисс, Хэдли Фрайзер, Жаклин Боутсвэйн, Питер Де Джерси, Альфред Энок, Дебора Файндлей, Эллиот Леви, Люси Осборн, Роченда Сандалл
Когда Тулл Авфидий, полководец вольсков, решает напасть на Рим, город призывает на помощь своего героя и защитника – Кая Марция. Чтобы расстроить вражеские планы, Кай Марций отправляется в военный поход. В битве с неприятелем он одерживает победу и получает прозвище Кориолан по названию завоеванного им города. Однако после сражения Кориолан обнаруживает, что у него все еще остались недоброжелатели – и на этот раз в Риме....
Рецензии: Contra mundum, или Герой в нашем времени------
«Кориолан» - второй спектакль, который мне посчастливилось увидеть в рамках National Theatre Live. Даже не знаю, какими словами описать своё восхищение и благодарность всем, кто сделал возможным такой проект. Итак, от изящества и антикварной пышности «Двенадцатой ночи» переходим к суровой, лаконичной и подчёркнуто реалистичной постановке театра Донмар.
Эта пьеса Уильяма Шекспира воспринимается острой и современной, хотя, строго говоря, не было задачи перенести действие постановки в наше время - костюмы и декорации достаточно условны и универсальны. Но вопросы, затронутые в ней, увы, не потеряют своей актуальности, пока существуют в этом мире война и политика, личность и общество. Впрочем, надо признать, что, помимо извечных вопросов, зрителей интересовал ещё один, почти риторический вопрос: как Хиддлстон справится с ролью Кориолана.
Том Хиддлстон - замечательный актёр, талантливейший лицедей в лучшем смысле этого слова, мастерски перевоплощающийся, но со своим характерным стилем. Создаётся впечатление, что работа доставляет ему огромное удовольствие, совсем немногих известных актёров так часто, как Тома, во время интервью просят исполнить какую-либо импровизацию или спародировать кого-то из коллег. Но его очевидная популярность могла сыграть для этой постановки как в плюс, так и в минус. Одни отнеслись бы к спектаклю с завышенными ожиданиями, а другие - с предубеждением. Тем более приятно отметить, что Хиддлстон не обнаружил никаких симптомов «почивания на лаврах». Играет он искренне, от души, прикладывая все силы, и думаю, что такое исполнение этой роли способно убедить даже самых отъявленных скептиков.
Кай Марций - образ специфический. Кажется, ему чужды обычные человеческие слабости. Он отважен, горд, не тщеславен, лишён корысти, прямодушен... и потому бывает совершенно невыносим. Его, как и многих, воспитывали быть героем, самым сильным, самым храбрым и т. д. (не зря в диалогах персонажи пьесы упоминают то Геркулеса, то Улисса). И вот он - герой, «доблестный муж», но как же ему тяжело с людьми и как же людям тяжело с ним! Нетерпимый к недостаткам других «он слишком прям, чтоб в мире с миром жить», практически нарывается на неприятности. Человек чести - безусловно, но как политик - никуда не годится. Ведь служа Риму, служишь не некоему идеальному великому Риму, и не улицам и домам, а римлянам, таким, какие есть. Трусливым патрициям, неблагодарной черни, готовой слушать проходимцев и менять мнение по сто раз, друзьям и недругам, словом, всем. И отечество далеко не всегда хорошо обходится со своими детьми. Такова жизнь - несовершенна, и таковы люди тоже совсем не идеальны, но они люди. Кориолану не добиться справедливости, он мог бы спалить Рим до тла, город всё равно урок бы не усвоил. Но даже ослеплённый гневом Марций всё же не превратился окончательно в дракона (как сказал о нём Менений), Кориолан поступился своей честью ради тех, кого любил, встретив свой конец человеком.
В этой связи очень важен для сюжета персонаж Волумнии, матери главного героя, ведь её влияние во многом определяет его характер и поступки. Она тоже лицо Рима и воплощение всего родного для Марция. И тем не менее, она делает выбор в пользу своего города, а не своего сына, хотя не может не понимать, чем обернётся для Кориолана её просьба. Такое проявление патриотизма, на мой взгляд, выглядит отталкивающим и уродливым, а вовсе не героическим.
Конечно, трудно удержаться от попытки сопоставить образ Кориолана Тома Хиддлстона и Кориолана в исполнении другого прославленного британского актёра - Рейфа Файнса (фильм «Кориолан» 2010). Вполне понятно, что в фильме показать можно всё: массы людей, батальные сцены, пейзажи. А в спектакле лишь квадрат на полу, лестницы и стулья, остальное - игра актёров и фантазия зрителя. Тем не менее, обе истории об одном и том же человеке, Кае Марцие Кориолане, тот же произносимый текст, тот же трагический финал. Но мне показалось, что Тому Хиддлстону, несмотря на тяжёлую и мрачную историю, которую он рассказывал, удалось привнести в этот образ нечто совершенно своё и очень важное - толику юмора. Причём проявлялось это слегка и очень тонко, больше в интонациях и выражениях лица. Но это ещё более усиливало впечатление, делая его героя настоящим, живым.
Нельзя не сказать что, ответственным за юмор, да и за здравый смысл, в спектакле был другой персонаж, жизнелюбивый и саркастичный Менений, замечательно исполненный Марком Гатиссом. И, кажется, элегантный Майкрофт, сценарист и актёр всеми любимых сериалов «Шерлока», «Доктор Кто», «Пуаро», тоже получал большое удовольствие, играя Шекспира.
...
Знаете ли вы что.... Спектакль демонстрировался в театре Донмар (Donmar Warehouse) с 6 декабря 2013 года по 13 февраля 2014 года. С 30 января National Theatre Live транслировал постановку во многие кинотеатры Великобритании и мира.