Название: Дорога
Название зарубежное: La strada
Год: 1954
Страна: Италия
Жанр: драма
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 108 мин.
Премьера: 6 сентября 1954
Возраст: 16+
Озвучка 1 плеера: Полное дублирование
Рейтинг Кино Поиска : 8.027
Рейтинг IMDB : 8.00
Зрители : Франция - 4.5 млн, Италия - 4 млн, Чехия - 8.2 тыс
Режиссер: Федерико Феллини
В ролях: Энтони Куинн, Джульетта Мазина, Ричард Бейсхарт, Альдо Сильвани, Марселла Ровере, Ливия Вентурини, Пьетро Чеккарелли, Джованна Галли, Густаво Джиорджи, Ями Камадева
Роли дублировали: Степан Бубнов, Галина Малькова, Борис Иванов, Борис Баташев, Ольга Маркина
Фильм о нечеловеческой жестокости и человеческом страдании, о непростых отношениях немножко сумасшедшей, немножко святой, взъерошенной, смешной, неуклюжей и нежной Джельсомины и мрачного, массивного, грубого и звероподобного Дзампано - женщины и мужчины, совершенно чуждых друг другу, но волею судеб, неизвестно почему, оказавшихся вместе......
Рецензии: История успеха: Федерико Феллини и Джульетта Мазина.------
Сценарий «Дороги» был написан ещё в 1949 году. По словам Феллини, сюжет родился на редкость легко: персонажи возникали стихийно, одни тянули за собой других, словно фильм был уже готов и только ждал, чтобы о нём вспомнили.Тема двух сердец горячо любима Феллини. Но, в начале работы над «Дорогой» у него было смутное представление о картине: «Этакая повисшая в воздухе нота, которая вселяла в душу лишь безотчетную тоску, какое-то неясное ощущение вины, расплывчатое, как тень, непонятное и жгучее, сотканное из воспоминаний и предчувствий». Оно настойчиво подсказывало, что тут необходимо путешествие двух существ, которые волею судеб, сами не зная почему, оказались вместе. В воображении Феллини возникла дорога, цирк с его лоскутной пестротой.… Когда Феллини только намекнул кинодраматургу Пинелли о своем замысле, тот пришел в полный восторг. Оказывается, Пинелли придумывал подобные истории о странствующих людях. Получалось что-то вроде плутовских новелл из жизни цыган и акробатов. Итак, со сценарием всё было ясно. Теперь предстояло найти деньги на производства фильма, в котором на главные роли претендовали неизвестные актеры – Энтони Куин и Джульетта Мазина. Продюсеры предлагали снимать исключительно знаменитостей. Феллини горячился, говорил, что главная роль и весь сценарий писался специально для его жены, но ничего не помогало. Наконец продюсеры согласились финансировать «Дорогу» на самых кабальных для Феллини условиях. Однако режиссеру удалось спасти свое произведение, сохранить его дух. Образ Джельсомины родился как результат наблюдений Феллини за своей женой. «Она росла как ребенок в течении десяти лет нашего брака, - объясняла Джульетта Мазина. – Изо дня в день мой муж наблюдал за мной, делал заметки, выращивая этот образ. Многое он почерпнул из моих детских фотографий, многое – из жестов, подсмотренных на кухне, когда я злилась на себя из-за пережаренного жаркого. Особенно ему нравилось мое обыкновение улыбаться, не разжимая губ, той известной улыбкой, которая стала одной из характерных черт облика Джельсомины».Феллини же видел в жене настоящего клоуна: «Да, да. Джульетта представляется мне именно актрисой-клоуном. Этим определением можно только гордиться, но некоторые актеры воспринимают его с неудовольствием. Возможно, им чудится в нем что-то уничижительное, недостойное, грубое. Они ошибаются. Клоунский дар, как мне кажется, - самое ценное качество актера, признак высочайшего артистизма». Он свято верил в то, что Джульетта – актриса, наделенная необыкновенным даром очень непосредственно выражать удивление, смятение чувств, исступленное веселье и комичную серьезность. Конечно, основной удачей фильма является исполнительница главной роли – Джульетта Мазина. Вообще женщины в кино способны на удивительные явления. Своей фактурой, в частности – лицом (на ум сразу приходят женщины Ингмара Бергмана) они способны выразить целый спектр необузданных страстей – возвышенных, самоотверженных, разрушительных. Джульетта выражала же болезненную перемену, которая явью рождалась в её глазах, при столкновении с Дзампано. Джульетта смогла отразить пьянящее чувство несвободы своей героини. Джульетта – принцесса, в цепях Дзампано.Фильмом Феллини убеждает, что необязательно быть, как говорят, «созданными» друг для друга, необходимо просто видеть красоту в других, даже тогда, когда человек сам в себе этого не видит. Нельзя отвергать человека, будь он жалок (Дзампано) или просто недалек (Джельсомина).Как по мне, в фильме практически всё имеет свою собственную символику, которая служит пластом глубокой правды, открываемой Феллини по ходу действий. К примеру, если отбросить прочь сюжетную линию и поговорить о центральных персонажах, мы получим тяжеловесное представление о жизни, как таковой. Джельсомина – отнюдь не наивная дурочка, какой при первых кадрах может показаться. Она естественна и блаженна, в ней нет даже толики лжи, бездуховности и порока. Она свята в своей искренней простоте и юной свежести. Собой Джельсомина олицетворяет чистоту настоящей жизни. И полный антипод – Дзампано – он груб, жесток и бесчувственен. Он символизирует всю грязь нашей жизни, которая всегда ждет у порога, чтобы нахлынуть с самых первых же шагов нашего путешествия в сознательную жизнь. В неё-то как раз и вступила Джельсомина, когда мать из-за жесткой нужды продала её бродячему циркачу Дзампано. И Джельсомина вовсе не ненормальная. Это народ привык крестить таких светлых с виду и свободных изнутри людей дурными эпитетами. Сопереживать же люди готовы Дзампано, которого они оправдывают, говоря, что безысходность положения сделало его жестоким, и пристрастила к алкоголю… Съемки же выдались невероятно сложными. Тщательно над гримом Джельсомины, выбирая рисунок бровей. Федерико делал эскизы костюмов. Съемочная группа работала на натуре, кочуя из селения в селение. Холод, т.к. работали зимой, отсутствие всякого комфорта. И вот съемки завершены. Все счастливы, лишь Феллини внезапно мрачнеет, на глазах превращаясь в изможденного, бесконечно уставшего от жизни человека. Сказывается перенапряжение. Он замыкается в себе, прячется от посторонних глаз в гостиничном номере. Страшный психический надлом, который он сам впоследствии назовет «Чернобылем души», Федерико до поры пытается скрыть даже от Джульетты. Но она всё понимает без слов и отправляет мужа на лечение. Супруги ещё не знали, какой успех их ждет впереди…«Дорога» вышла на экран в 1954 году. На фестивале в Венеции 1954 года фильм был удостоен всего лишь второй по значимости премии «Серебряный лев святого Марка», а Джульетта Мазина и вовсе не получила никакой награды. За границей же успех «Дороги» был поистине триумфальным. В Англии, США, особенно во Франции имя Джельсомины было у всех на устах. Как только не называли Джульетту – и «муза Феллини», и «дитя-клоун», и «Чаплин в юбке»! Сам Чаплин впоследствии писал: «Этой актрисой я восхищен больше, чем кем бы то ни было».Но и это ещё не всё. «Дорога» получила премию «Оскар» как лучший иностранный фильм года. Феллини получил множество предложений снять «Возвращение Джельсомины» или вообще что угодно, лишь бы в названии присутствовало это имя. Джельсоминой называли кукол, духи; название «Дорога» давали ресторанам, сигарам, магазинам. Написанная Нино Ротой «Песня трубы» - лейтмотив Джельсомины в фильме – разошлась на миллионах пластинок. Мазина получала тысячи писем. Джельсомина навсегда осталась любимой ролью Мазины. Актриса благодарила бога за выстраданный успех фильма, за то, что сумела, как она говорит, «не подвести» Феллини. «Дорога» стала нашим семейным фильмом. Буквально каждый месяц мы устраиваем просмотр этого произведения. Фильм, который мы передаем как некое наследство. Своеобразное достояние нашей семьи. Бабушка показала его маме, тогда, как рассказывают, они сидели, обнявшись, и плакали. Я же увидел фильм впервые в 7 лет, матери не терпелось его показать. Тогда я ещё мало что понимал, но сейчас, открыто скажу, что и сам передам его своему будущему ребенку.Статью же посвящу Федерико Феллини, великому инженеру чувств....
Знаете ли вы что.... Изначально идея фильма была набросана Туллио Пинелли и Федерико Феллини во время работы над картиной «Белый шейх», и это была история рыцаря, странствующего по средневековой Италии.------
Найти продюсера было очень трудно, и не меньше трудностей возникло у Феллини с назначением на роли выбранных им актеров.