Название: Опасный элемент
Название зарубежное: Radioactive
Год: 2019
Страна: Великобритания, Венгрия, Китай, Франция, США
Жанр: биография, драма, мелодрама
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 111 мин.
Премьера: 6 сентября 2019
Возраст: 16+
Озвучка 1 плеера: Любительский (многоголосый закадровый) (AlphaProject)
Рейтинг Кино Поиска : 6.177
Рейтинг IMDB : 6.10
Режиссер: Маржан Сатрапи
В ролях: Розамунд Пайк, Сэм Райли, Иветта Фойер, Мирьям Новак, Ральф Белкин, Саймон Расселл Бил, Шан Брук, Faye Bradbrook, Дрю Джейкоби, Анайрин Барнард
Одержимые страстью к исследованиям, они навсегда изменили мир. Эта история о том, как великие открытия могут привести к страшным катастрофам. Пьер и Мария Кюри. Любовники, первооткрыватели, гении....
Рецензии: В 1895 году в Париже польская иммигрантка Мария Склодовская познакомилась с коллегой-ученым Пьером Кюри. Да, оба были не от мира сего, но оба были персонами увлеченными и двигались к научным прорывам. «Опасный элемент» - история о том, как этот дуэт познал три вещи: существование радия, существование полония и существование любви. Мария Кюри стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию и первым человеком вообще, кто получил две премии. Исторический факт, действительно достойный для экранизации. Однако в последнее время кажется, что «Опасный элемент» и подобные ему проекты - вещи слишком ангажированные, направленные на расширение присутствия женщин во всех отраслях деятельности. Это можно назвать эффектом «Скрытых фигур». И в то время как реальный мир, несомненно, будет улучшен, благодаря гендерному равенству в науке и прочих отраслях, в мире кино это выглядит немного сомнительно: иными словами, «Опасный элемент» ощущается в первую очередь фильмом - продуктом этого тренда, а не реальной историей о Марии Кюри.
Сценарий сосредоточен на важных моментах из жизни Мари Кюри: о встрече с мужем Пьером, открытии элементов полония и радия, рождении детей, получении Нобелевских премий, трагической гибели супруга и скандальным романом с коллегой. Все время и Кюри, и сюжет остаются твердо привержены тематике научного процессе, но как-то блекло, поскольку это лишь произносится из уст персонажей, а не показывается. То есть большая часть киноленты построена на кинематографической формуле фильма о «жизни замечательных людей», где после каждого провала произносят одну или две вдохновляющие фразы и т. п.
Режиссером «Опасного элемента» выступила Маржан Сатрапи. В то время как в «Персеполисе» она показывала почти прорывные вещи, кажется, что при создании «Элемента» режиссер недооценивала свою аудиторию. Дело в вышеназванным простом подходе сценария. Это тот фильм, где аллегории примитивны, а повествование - стандартно. Например, у Кюри есть предчувствие, что её достижения будут использованы для сомнительных целей, а затем показывают атомную бомбу, сброшенную на счастливых жителей Хиросимы и Нагасаки? Ну, вы поняли метафору? Сатрапи явно беспокоилась, что люди не осознают важность открытий Кюри, как в положительном, так и в отрицательных смыслах, из-за чего добавила абсолютно ненужные сцены. В любом случае, восхищение женщиной-ученой вступает в противоречие с задумкой режиссера о том, что публика ничего не знала о Марии Кюри.
При этом даже при своем уважительном отношении к Кюри, создатели все равно, на мой взгляд, немного опорочили женщину. Судя по страничке в «Википедии», у Кюри действительно была сексуально раскрепощенная сторона характера. Однако в сюжете это выглядит не совсем уместным: желание подчеркнуть её сексуальность противоречит основному мессаджу о цене интеллекта. Более того, подобное даже сказывается на актерской игре: материал заставляет вести талантливую актрису Розамунд Пайк как любительницу из женской мелодрамы.
Вряд ли «Опасный элемент» понял личность Марии Кюри. Скорее, это какая-то фантазия на тему, причем не на тему биографии великой женщины, а просто условного ученого. Все то, что должно было наполнить её личность, переполнено театральщиной с дешевыми элементами, что в итоге приводит к фальшивым эмоциям. А стоит сценарию затронуть феминистскую этику, то становится ясно, что и направленность этого фильма весьма конъюнктурна, только в этот раз ещё и скованная рамками стандартного биографического проекта....