Название: Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины
Название зарубежное: Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl
Год: 2003
Страна: США
Жанр: фэнтези, боевик, приключения
Рекомендовано: зрителям, достигшим 12 лет
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 143 мин.
Премьера: 28 июня 2003
Возраст: 12+
Озвучка 1 плеера: Полное дублирование
Рейтинг Кино Поиска : 8.337
Рейтинг IMDB : 8.00
Зрители : США - 50.6 млн, Германия - 6.2 млн, Великобритания - 5.9 млн
Режиссер: Гор Вербински
В ролях: Джонни Депп, Джеффри Раш, Орландо Блум, Кира Найтли, Джек Девенпорт, Кевин МакНэлли, Джонатан Прайс, Ли Аренберг, Макензи Крук, Дэвид Бэйли
Роли дублировали: Александр Баргман, Виктор Костецкий, Андрей Зайцев, Евгения Игумнова, Евгений Дятлов
Жизнь харизматичного авантюриста, капитана Джека Воробья, полная увлекательных приключений, резко меняется, когда его заклятый враг капитан Барбосса похищает корабль Джека Черную Жемчужину а затем нападает на Порт Ройал и крадет прекрасную дочь губернатора Элизабет Свонн.
Друг детства Элизабет Уилл Тернер вместе с Джеком возглавляет спасательную экспедицию на самом быстром корабле Британии, чтобы вызволить девушку и заодно отобрать у злодея Черную Жемчужину. Вслед за этой парочкой отправляется амбициозный коммодор Норрингтон, который к тому же числится женихом Элизабет.
Однако Уилл не знает, что над Барбоссой висит вечное проклятие, при лунном свете превращающее его с командой в живых скелетов. Проклятье будет снято лишь тогда, когда украденное золото Ацтеков будет возвращено пиратами на старое место....
Рецензии: Капитан Джек Воробей - не единственное достоинство этой картины.------
Жизнь пирата - романтика. По крайней мере, таковой её представляет среднестатистический житель любой страны, кому неведом этот глоток анархического и мятежного бытия. Оттого немного странно, что подобная тематика ранее Голливудом не бралась во внимание за исключением пары работ и оставалась в стороне до 2003 года, когда вышел первый из пока четырёх картин фильм про неё - «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной Жемчужины». И это в достаточно сложное время, в год, когда мир ожидал заключительной части трилогии «Властелина колец», продолжения «Матрицы» и «Терминатора», когда новой франшизе было бы по-настоящему непросто сделать себе имя на фоне непростой конкуренции. Однако режиссёру фильма Гору Вербински, до этого будучи известному в широких кругах лишь благодаря ремейку японского «Звонка», мнения о котором разделились, удалось создать фильм, положивший начало долгоиграющей серии про приключения капитана Джека Воробья на океанских просторах. Правда, можно понять, что такому фильму был бы в любом случае показан зелёный свет, и он бы разошёлся по миру. Причин тому много. Во-первых, как-никак разработкой занималась Walt Disney Pictures, влияние коей на мировую аудиторию незыблемо ещё со времён зарождения мультипликации. Во-вторых - целая россыпь тиражных актёров: Джонни Депп, Орландо Блум, Кира Найтли, Джеффри Раш, культовый по роли незатейливого клерка Сэма Лаури в фильме «Бразилия» Джонатан Прайс. Перед режиссёром стояла воистину непростая задача: сделать фильм, который сможет в будущем породить целую вселенную фильмов про пиратов Карибского моря. И это удалось, более чем удалось. Сегодня про этих пиратов слышал каждый, кто имеет доступ к интернету или телевидению.
Однако всё ли так просто на словах? Ведь мало сделать грамотную пиар-компанию, чтобы разнести весть о фильме в массы, мало снять кино, распилив огромный бюджет. Всё надо было сделать качественно и со вкусом. В итоге так и получилось. Фильм стал ещё одним открытием для киноискусства. Да, первая часть «Пиратов» - лёгкая история про любовь и ненависть, про друзей и врагов, про добрых и злых, с типичными для киношного повествования оборотами и сценарными ходами. Но подача этой самой истории восторгает. Здесь нет лишних и бесполезных моментов, каждый удар мечом, каждый шаг героев оправданно смотрится, не вызывая вопросов. И так происходит на протяжении почти двух с половиной часов. Режиссёру удалось воссоединить батальную и театрально-играемую манеру ведения хронометража, отчего при просмотре сложно заскучать. Похождения жадных пиратов за ключами от проклятия, наложенного Биллом «Прихлопом», вкупе со страдающей от этого британской губернаторской семьёй и побочными героями создают впечатление, будто фильм - эхо нечто реального, реально-существовавшего в незапамятные времена, хотя одновременно его можно представлять и как сказку о тех же добрых и злых людях, которых мы все наслушались в детстве. Последнее только добавляет картине искомой беззаботности и той самой пиратской романтики, заставляет проникнуться духом кинотеатрового блокбастера в духе дикой природы картин Стивена Спилберга или былинного Серджио Леоне, на фильмах которых росли участники «Пиратов».
Этот фильм не выиграл бы своей доли внимания, не будь он так искусно проработан. Удалось воплотить с максимальной натуральностью начало XVIII века, где не было места индустриализации и различной мифологии, на которых и строились тогдашние кинофильмы во всём мире. Образ каждого героя - от королевского солдата до коварного пирата - проработан как минимум внешне, отчего обычная массовка не кажется сделанной «для галочки» и живёт вместе с главными героями. Солдаты флота хорошо показаны двумя недалёкими простофилями, которые устроили спор из-за Чёрной Жемчужины в начале; с другой стороны - разбойники, волосатые и немытые, тоже могут остаться в памяти, даже не имея чёткой роли. А про главных героев картины и говорить не приходится. Опытные и ещё неопытные, но снискавшие долю популярности актёры привнесли в своих персонажей настоящую харизму и характеры, индивидуальные ценности и мотивированные цели в конце концов, отчего вполне тривиальные типажи их, собранные по лекалам ещё сказок братьев Гримм, зажили с новыми красками и разукрасили фильм. Конечно, от такого массивного подхода к апгрейду целого множества персонажей пострадала грань жизненности, отчего присутствовала и явная наигранность, и излишняя доля глумливого пафоса. Благо, это скрывалось под великолепной работой технического отдела во главе с оператором Джеромом Брукхаймером, а эпичная музыка Клауса Баделта и Ханса Циммера так вообще выдавала происходящее за должное.
У этого фильма есть ещё пара недостатков. Конечно, желание сделать фильм с рейтингом PG-13, что практически аналогично российскому 12+, предоставляющего право пойти в кино семикласснику, заставило создателей приспустить границы вседозволенности, и в итоге картина не блещет варварскими сценами с лужами крови и намотанными на клинки кишками, хотя различных отлично поставленных боёв было куча. Образы пиратов из-за подобного ограничения пострадали несильно, но заметно: вопреки логике или обыденному взгляду на жизнь пирата, мы не видим отмороженных бандитов. В фильме они не пьют, не действуют преимущественно по принципам насилия (то есть их насилие в ярком свете не демонстрируется) и даже не ругаются - даже не матом, а вообще не ругаются, от них оскорбительного «дурака» за весь фильм не услышишь. Создаётся ощущение, что они - только наяву такие нехорошие, зато душевный мир их полон красоты и гармонии. Что уж говорить про то, что само проклятие Чёрной Жемчужины звучит и выглядит странно и с уклоном в мифологию и мистику. С одной стороны, за скелетами на палубе наблюдать слегка весело, с другой - это бред.
Так или иначе, фильм стал культовым при жизни и навсегда записал своё имя в историю искусства, и до сих пор никакие попытки, например, Двадцатого века Фокс с их «Хозяином морей» отхватить хоть кусок славы про морскую романтику не увенчались успехом. Тому хорошо говорят сборы: согласно Box Office Mojo, первая часть «Пиратов» собрала 654 с небольшим миллиона долларов по всему миру. Эта цифра превзошла первоначальный бюджет более, чем в четыре раза. В 2003 году фильм занял четвёртое место по итогам года по показателю сборов, вполне ожидаемо уступив лишь «Властелину колец: возвращение короля», «В поисках Немо» и «Матрице: перезагрузка». Но всё равно главным остаётся другой результат - это зрительская любовь. Такому фильму не нужны деньги, не нужны награды (хотя в 2004 фильм получил целых 5 номинаций на «Оскар», включая лучшую мужскую роль (!)). Он не стал образцом артхаусного ума, но из-за своей простоты, доходчивости и драйва заслужил внимание людей по всему миру, которому и не нужны заумные выдумки сценаристов из Голливуда. Чего только стоит многократно упоминавшийся ранее Джек Воробей, чей образ прочно прикрепился к Джонни Деппу. Создатели действительно постарались.....
Знаете ли вы что.... 10 августа 2002 года в одном из павильонов, где проходили съемки, вспыхнул пожар. Никто из присутствовавших на съемочной площадке не пострадал, а ущерб от пожара был оценен в 350 тысяч долларов.------
Первоначально фильм планировалось назвать просто «Пираты Карибского моря», однако чуть позже, в связи с возможным сиквелом, к названию приклеилась вторая половинка: «Проклятие Черной жемчужины».