Название: Исполнение желаний
Год: 1957
Страна: СССР
Жанр: мультфильм, короткометражка
Рекомендовано: зрителям, достигшим 6 лет
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 30 мин.
Возраст: 6+
Озвучка 1 плеера: Оригинальная дорожка
Озвучка 2 плеера: Не требуется
Рейтинг Кино Поиска : 7.626
Рейтинг IMDB : 7.40
Режиссер: Валентина Брумберг, Зинаида Брумберг
В ролях: Лев Свердлин, Галина Новожилова, Олег Ефремов, Лилия Гриценко, Эраст Гарин
Жил некогда в городе Салерно молодой дровосек Зербино. Он был одинок и нелюдим. Однажды Зербино спас Фею от укуса змеи, и она в награду за его доброту и храбрость предрекла дровосеку исполнение любого его желания. Так, однажды в руках Зербино появился отличный топор, а вязанка дров сама отправилась домой. Увидев дровосека верхом на вязанке, дочь короля Мушампеля прекрасная Алели пожелала выйти за него замуж. Возмущенный король приказал обвенчать Алели и Зербино, а потом посадить их в лодку и пустить в открытое море......
Рецензии: Философский трамплин------
Ленин говорил, что кино - лучшее из искусств, подразумевая под ним мощную пропагандистскую силу, воздействующую на умы людей. Значит, мультфильм - лучшее из искусств для детей, в которое можно вложить основные воспитательные идеи. Именно поэтому сестры Брумберг взялись за создание «Исполнения желаний», в котором простой и традиционный сюжет поднимает недетские проблемы и создает основу гражданской позиции и нравственности.
Эдуар де Лабулэ, автор сказки «Зербино-нелюдим», по мотивам которой была снята картина, отправляется при помощи фольклора назад в эпоху средневековья и разворачивает действие в итальянском городке. «Истину можно найти только в вымысле» - говорил он, и этот вымысел помогает ему воплотить больше идей. Это не сказочная прибаутка, а настоящий мысленный эксперимент, в котором он пытается объяснить и философскую тему счастья, и экономическую сущность удовлетворения потребностей. Даже затрагивает теорию появления государства, показывая необходимость последнего, когда под конец произведения отделяет модель человеческих взаимоотношений от надзора власти.
Подобно тому, как Джанни Родари высказал революционно-социалистические взгляды в «Чиполлино», здесь сбываются не желания дровосека, а мечты автора, соответствующие самым настоящим принципам только зарождавшегося социализма: рушатся запреты классового строя; личность больше не сдержана в определении и реализации своих желаний, избавляется от пут повседневности и просто делает свободный выбор, куда пойти и как поступить. Торжество нравственности, в котором лицемеры, прагматики, карьеристы остаются ни с чем, а «благородный дикарь» Зербино, которого словно и описывал в своих ранних повестях Шатобриан, получает от судьбы вознаграждение в виде встречи с феей, исполняющей желания. Автор стремится подвести своего скромного, несколько флегматичного героя к обретению мудрости, знанию обо всех ее формах, с помощью познания им форм блага. Несмотря на это, повествование не превращается в оправдание гедонизма и поиска его моральной ценности. «По щучьему веленью, по моему хотенью» желания Зербино действительно исполняются, и конечным в их списке является любовь. Видимо, Эдуар де Лабулэ видит счастье именно в ней, что, конечно же, является типичным выводом для девятнадцатого века
Сатира и иносказательность образов, поучительность сюжета и ясность авторского замысла прекрасно воплощаются в упрощенной «недиснеевской» советской мультипликации Валентины и Зинаиды Брумберг. В мультфильме уже чувствуются признаки той плакатности, к которой они вскоре прибегнут в «Больших надеждах» и в «Трех толстяках», но простота плоскостных, нарисованных вручную картин заставляет работать детское воображение, а черты героев проявляются еще ярче: жалкий король, который способен часами сидеть в позе роденовского «Мыслителя», размышляя над счастьем народа, но не реагирующего на ужасающий доклад о состоянии государства, его хитрый министр Мистигрис, которого заслуженно отправляют в космос (между прочим, первый чиновник на Луне), карикатурные принцы, слишком абстрагированные от реальности или слишком невежественные и т. д.
«Сказка - ложь, да в ней намек». Вот и история Зербино оказывается не такой простой, как могла показаться на первый взгляд. Однажды Евгений Замятин вывел простую формулу: «Дети - единственно смелые философы. И смелые философы - непременно дети». С помощью успешно выстроенной системы образов ребенок на подсознательном уровне учится мыслить определенными категориями, задавать вопросы, разрешать их вместе с Зербино, приходит к выводу, анализируя слова и поступки, что дает возможность открыть и проявить того самого смелого философа, о котором писал Замятин. И уже разогнавшись по этому философскому трамплину, юный зритель сможет смело идти дальше по жизни сквозь более сложные художественные произведения....
Знаете ли вы что.... Экранизация сказки Эдуарда Рене Лефевра де Лабулайе «Зербино-нелюдим».