Название: Жизнь куртизанки Охару
Название зарубежное: Saikaku ichidai onna
Год: 1952
Страна: Япония
Жанр: драма
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 148 мин.
Премьера: 17 апреля 1952
Озвучка 1 плеера: Профессиональный (двухголосый закадровый)
Озвучка 2 плеера: Проф. Двухголосый
Рейтинг Кино Поиска : 7.766
Рейтинг IMDB : 8.20
Режиссер: Кэндзи Мидзогути
В ролях: Кинуё Танака, Цукиэ Мацуура, Итиро Сугаи, Тосиро Мифунэ, Тосиаки Коноэ, Киёко Цудзи, Хисако Яманэ, Дзюкити Уно, Эйтаро Синдо, Акира Оидзуми
В XVII веке молодая девушка изгнана со службы из дворца за то, что посмела ответить на ухаживания мужчины более низкого общественного положения. После долгих злоключений, она проходит путь от наложницы до уличной проститутки....
Рецензии: Женщина Сайкаку------
Кэндзи Мидзогути один из самых титулованных режиссеров Японии, один из трех титанов (остальные два - это Ясудзиро Одзу и Акира Куросава), которые первыми получили широкое признание на Западе. Значение Мидзогути как для национального кинематографа Японии (хотя до 50-х годов на родине режиссера не очень ратовали, громя его фильмы и называя режиссуру Мидзогути «безнадежно устаревшей»), так и для мирового кинематографа невозможно переоценить - режиссера вполне справедливо сравнивают с Сергеем Эйзенштейном. Это сравнение приведено, конечно, не в плане сходства художественных приемов, а как сопоставление кинематографистов, прошедших достаточно схожие творческие пути (что справедливо, правда, лишь до середины 40-х годов) и наиболее сильно повлиявших на развитие киноязыка в рамках национальных кинопроизводств.
Влияние Мидзогути на мировое кино огромно, к числу его последователей и учеников можно, так или иначе, отнести целые киношколы: от французской Новой волны и представителей так называемого Большого Модернизма до создателей дзидай-гэки и кайданов, таких как Канэто Синдо или, к примеру, Масаки Кобаяси.
Фильм 1952 года «Жизнь куртизанки Охару» (другое название - «Женщина Сайкаку») принадлежит к «золотому» периоду творчества режиссера, это фильм, который сразу, следом за «Расёмоном» Куросавы получил признание западной критики, получив серебряного льва на фестивале в Венеции и, наконец, это фильм, после успеха которого режиссера перестали критиковать на родине и, наконец, признали его талант. После того, как кинематографисты французской Новой волны высказались об огромном влиянии Мидзогути на их творчество, особенно смешно выглядят обвинения некоторых японских критиков в старомодности режиссерской манеры Мидзогути. А в «Жизни куртизанки Охару» эта манера представлена во всей красе: знаменитые «планы-эпизоды», живое панорамирование и движения камеры, буквально переносящие зрителя по ту сторону экрана, работающие на настроение, на атмосферу и на драматургию фильма. Эти движения камеры многие исследователи творчества Мидзогути сравнивали с движениями японских танцовщиц, когда каждый взмах руки или перемещение спины выражает тонкую эмоцию или оттенок чувства.
В фильме рассказывается история молодой девушки-аристократки по имени Охару, которую выслали из Токио за запрещенную связь с мужчиной низкого происхождения. В дальнейшем судьба наносит Охару один удар за другим, а сама она опускается все ниже и ниже по социальной лестнице.
Мидзогути известен как «певец женских душ», исследователь женских судеб в среде, которая за многие века выработала отношение к женщине, как к вещи. Тема угнетения женщины была главной в творчестве японского режиссера, а «Жизнь куртизанки Охару» он называл лучшим и любимейшим из своих фильмов, что неудивительно, зная его биографию. Кэндзи Мидзогути родился в бедной семье, его отец был деспотом, а его сестру, чтобы прокормиться, отдали в чужую семью, которая продала девочку в публичный дом (похожий эпизод имеется в «Жизни куртизанки Охару»). Это событие оказало громадное впечатление на маленького Кэндзи, воспитанием которого занимались, в основном, сестра и мать. Благодаря сестре, нашедшей богатого покровителя (и такой эпизод имеется в «Женщине сайкаку»), Кэндзи смог завершить обучение и заняться творчеством, а мотивы женского сострадания и взлетов-падений на социальной лестнице заняли важное место в творчестве режиссера.
Исследуя женский характер, Мидзогути одновременно показывает обычаи, нравы, взаимоотношения людей в Японии XVI века, что также является характерной чертой его творчества. Большой ревнитель японской культуры и знаток традиций, Мидзогути использует свои знания в «Жизни куртизанки Охару», чтобы подчеркнуть психологизм персонажей и трагичность ситуации, в которой оказалась Охару.
Говоря об этом фильме, нельзя умолчать об исполнительнице главной роли - актрисе Кинуё Танаке, которая блестяще сыграла Охару, что еще раз показало, помимо ее большого актерского дарования, талант Мидзогути в работе с женщинами. Кстати, роль Охару стала главнейшей в жизни актрисы.
Созданная на стыке двух главных тем (судьба женщины и японская традиционная культура), проходящих через все наследие Кэндзи Мидзогути, «Жизнь куртизанки Охару» является одним из важнейших произведений не только в обширной фильмографии режиссера, но и в японском и мировом кинематографе в целом, что неизменно подтверждается интересом к фильму как многих поколений простых кинолюбителей, киноманов, так и профессиональных кинематографистов....
Знаете ли вы что.... Фильм снят по произведению Сайкаку Ихары «История любовных похождений одинокой женщины».