Название: Лорел Каньон
Название зарубежное: Laurel Canyon
Год: 2002
Страна: США
Жанр: драма
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Продолжительность: 103 мин.
Премьера: 18 мая 2002
Возраст: 16+
Рейтинг Кино Поиска : 6.255
Рейтинг IMDB : 6.40
Зрители : США - 600 тыс., Германия - 23.2 тыс., Великобритания - 10.5 тыс.
Режиссер: Лиза Холоденко
В ролях: Фрэнсис МакДорманд, Кристиан Бэйл, Кейт Бекинсейл, Наташа МакЭлхоун, Алессандро Нивола, Лу Барлоу, Расселл Поллард, Имаад Васиф, Микки Петралия, Мелисса Де Суза
Закончив учебу в Гарварде, Сэм и его подруга Алекс отправляются в Лос-Анджелес, чтобы заняться научной работой в доме матери Сэма - Джейн, которая должна быть в отъезде. Но их ждет не очень приятный сюрприз: Джейн дома, более того - она приютила рок-группу, от которой пытается получить новый хит для своей звукозаписывающей компании.
Вольный нрав Джейн и ее отвязной тусовки смущает и раздражает «правильного» Сэма, а вскоре его жизнь и вовсе превращается в хаос, когда он замечает, что Алекс больше нравится компания Джейн и шумные вечеринки, чем ее диссертация о жизни насекомых......
Рецензии: Непризнанный голливудский шедевр славянской женщины-режиссёра------
Если определять жанровую принадлежность этого гениального творения Лизы Холоденко, то я бы отнёс «Лаурель Каньон» к разряду романтических мелодрам. Сюжет довольно прост: молодая пара, готовая связать себя узами брака, сталкивается с испытаниями, призванными проверить их чувства на прочность, а жизненные ориентиры на жизнеспособность. Но это только на первый, поверхностный взгляд. Итак...
Молодой выпускник Гарварда Сэм (К. Бейл), психиатр по образованию, приезжает со своей невестой Алекс (К. Бекинсейл) пожить в дом своей матери в тихий и спокойный пригород Лос-Анджелеса, расположенный в живописном каньоне Лаурель. Мать Сэма, Джейн, записывающий продюсер, работает в музыкальном бизнесе. Её коллеги - молодая поп-группа во главе с солистом Иеном, который на шестнадцать лет моложе Джейн, что не мешает им состоять в интимных отношениях друг с другом. Что до Сэма и Алекс, то они, несомненно, любят друг друга, но, вместе с тем, за их внешним благополучием скрывается запутанный клубок из сексуальной неудовлетворённости, стремления что-то доказать другим и боязни прослыть неудачником. Сэм, по его собственному признанию, в детстве был «ботаником» и пошёл учиться на врача из-за своих неудач в математике. Доброжелательный и сдержанный с другими людьми, Сэм много сил тратит на то, чтобы всё в своей жизни держать под контролем из опасения пустить свою жизнь на самотёк и стать «потерянным» в глазах окружающих. Алекс - генетик, «долго проработала в лабораториях одна. Теперь она попала к людям». В настоящий момент пишет свою дипломную. Она, - робкая и застенчивая, находящаяся в конфронтации со своей собственной сексуальностью. Весь этот потайной комплекс личных проблем не даёт нашим героям жить полной жизнью, получая от неё удовольствие, не позволяя им полностью раскрыться друг для друга. Но всё начинает меняться после их приезда в Лаурель Каньон. Там они встречают людей, которые помогают им раскрыть их самим себе. Так, уже несколько дней спустя после переезда, у мальчика Сэма намечается интрижка на работе, а Алекс расслабляется в студии, пуская по кругу косяк с мамой Сэма, и обсуждая её последний сингл, а вечером во всю резвится в бассейне с ней и её бойфрендом Иеном, делая в перерывах алкогольные коктейли всем троим. Дальше - больше...
На моё сугубо личное представление «Лаурель Каньон» является одним из лучших фильмов мирового кино. Я бы сравнил его с неизвестным науке драгоценным камнем, затерявшимся в куче знакомых самоцветов, который не каждому дано разглядеть с первого взгляда. Что же делает данную киноленту такой умопомрачительно неповторимой, что тянет её пересматривать снова и снова?
1. Бесподобный лирический саундтрэк, особенно в тех местах, где он плавно перетекает в удивительной красоты песни, исполняемые Иеном во время его репетиций. Как же это идёт фильму! Это просто нечто! А вот часто повторяемая во многих местах мелодия самого саундтрэка, упрямо напоминает мне первые аккорды песни «Мама Мария» Жанны Фриске.
2. Шикарные пейзажи Южной Калифорнии. Оператор постарался на славу, сделав аэровидеосъёмку дорожной развязки (как бы намекающей об узле противоречий в жизни героев фильма и о множестве дорог, открывающихся перед ними). Также стоит внимания живописная панорама самого Каньона в утренней дымке, которой любуется Алекс во время своих ежедневных пробежек. Орёл, парящий над Каньоном, расцветающий кактус, слово «Love», украшающее госномер на чьем-то автомобиле, призывают к свободе, самораскрепощению и открытости. Красиво смотрится и тенистая дорога с небольшими особнячками по обочине и группой различных почтовых ящиков. Да и собака, выглядывающая из дыры в заборе.
3. Органичная игра актёров. Зрителю предлагается взглянуть на игру ещё совсем молодых Кристиана Бейла и Кейт Бекинсейл, которая, на мой взгляд, безупречна. Вот, к примеру, некоторые из сцен, в которых очень интересно взглянуть на К. Бекинсейл и оценить, как она смотрится, когда покусывает дужку своих очков, корпя перед компьютером над своим дипломом, когда курит косяк в компании музыкантов и мамы Сэма и, особенно, когда пытается танцевать стриптиз (отнюдь не перед своим женихом!), а саундтрэком звучит французская песня про Бонни и Клайда. А две сцены в конце, когда Алекс в истерике кричит Сэму: «Дурак, я тебя одного люблю! Ты один мне нужен!» и они обнимаются; и когда Джейн у бассейна говорит Сэму, как сильно она его любит, как своего сына, а он, словно маленький ребёнок, дотрагивается до её пальцев на ногах, - самые сильные в фильме. Ну и, конечно же, остроумные и наполненные своим особым смыслом диалоги. Тут, что не диалог, что не фраза, то бриллиант. Они добавляют сюжету очарования. Но поймёшь это только в контексте картины, если чувствуешь фильм, его героев и следишь за развитием сюжета;
4. Психологизм картины. Сэм считает себя более зрелым и ответственным, чем его мать, о чём ей напоминает: «Ты постоянно совершаешь одни и те же ошибки!». Но и сам под конец, прощает ей и всем остальным их собственные грешки, поскольку вынужден признать, что он самого себя толком не знает и не контролирует. Отношения Сэма и Джейн не такие, как у большинства сыновей и матерей. Они, скорее, напоминают отношения старшей сестры и брата, который значительно, лет, эдак на десять, моложе. Так Сэм называет её не мамой, а по имени: Джейн. А вот для тихони Алекс Джейн «изысканна». Между ними отсутствует конфликт поколений. Основная идея фильма - это обмен духовным опытом. Привыкшие к постоянному, неестественному для них, самоконтролю ради чужого мнения, Сэм и Алекс, учатся быть простыми и естественными в выражении самих себя. Но, вместе с тем, фильм даёт понять, как важно иметь развитое самосознание и волю, чтобы уметь отличать низменные желания плоти от истинных стремлений своей души, дабы не дать своему животному, инстинктивному сознанию одержать над собой верх и увлечь себя туда, куда на самом деле, быть увлечённым не хочется. Надо признать, что никто из героев данного фильма не обладает достаточно развитым самосознанием, а фактически, не контролирует свою жизнь. По ходу картины они раскрывают себя только с одной, сексуальной стороны. Теперь им предстоит начать создавать систему своих собственных духовных ценностей. Только так они смогут взять под контроль свою сексуальность и стать истинными хозяевами своей жизни.
Всё вышеперечисленное создаёт неповторимую располагающую и умиротворяющую атмосферу фильма, положительный, жизнеутверждающий настрой. Каньон Лаурель с кажной минутой затягивает вас, как героев фильма в свой простой и причудливый мир любви и самопознания, приглашая сбросить с себя груз навязанных из вне ограничений и отдаться ласковой воде бассейна в гостеприимном особняке Джейн.
P.S.: низкий поклон Лизе Холоденко, славянской женщине-режиссёру за этот голливудский шедевр!...