Название: Отдаленный гром
Название зарубежное: Ashani Sanket
Год: 1973
Страна: Индия
Жанр: драма
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 101 мин.
Премьера: 3 июля 1973
Озвучка 1 плеера: Профессиональный (двухголосый закадровый)
Озвучка 2 плеера: Проф. Двухголосый
Рейтинг Кино Поиска : 6.611
Рейтинг IMDB : 8.10
Режиссер: Сатьяджит Рай
В ролях: Сумитра Чаттерджи, Бобита, Сандхия Рой, Читра Банерджи, Paritosh Banerjee, Сачин Чакраборти, Говинда Чакраварти, Shrikumar Dutta, Subal Dutta, Тапан Дутта
Действие фильма происходит в деревне в провинции Бенгалия в Индии в годы Второй мировой войны. Фильм демонстрирует последствия Великого голода 1943 года в деревнях Бенгалии глазами молодого брахмана доктора и учителя Гангачарана и его жены Анаги. Режиссер картины Рей демонстрирует масштабы катаклизма, который унес жизни более трех миллионов человек. События в фильме происходят неторопливо, что характерно для деревенской жизни, но в тоже время постепенно обнажают крах традиционных деревенских норм вследствие голода и недостатка пищи....
Рецензии: Сатьяджит Рей - это не тот индийский режиссер, что ставил типично болливудские фильмы с песнями, танцами и гирляндами цветов. Он мыслит не сюжетами, восходящими к фольклору и мифологии, но ориентируется на изображение современной Индии с ее реальными, а не экранными проблемами. В «Отдаленном громе» показана тем не менее история, хотя зазор между прошлым и настоящим минимален. Всего тридцать лет отделяют создание картины от ее темы: голода в Бенгалии 1943 года, вызванного обстоятельствами Второй мировой войны. Причины голода внешние (агрессия Японии в Бирму) и внутренние (нежелание крупных и средних собственников делиться запасами еды с голодающим населением, абсолютно большинство которого принадлежит к самым бедным слоям). В центре картины - семейная пара брахманов, стоящих в традиционной кастовой иерархии выше своих соседей. Если до кризиса это культурное неравенство выглядит вполне естественным (так, главная героиня избегает любого тактильного контакта с девушкой из касты «неприкасаемых»), то общая беда заставляет персонажей пересмотреть взгляды на себя и на других, стать более человечными. Надо сказать, что тема взятая из прошлого, звучит у Рея современно. Он был поклонником идеи Индии модернизированной, которая могла бы стать страной, где еще средневековые социальные нормы могли бы быть пересмотрены. Поэтому идея фильма принадлежит и прошлому, и настоящему: силу своей страны режиссер видит в активном вертикальном взаимодействии социума, вопреки неподвижности кастовых норм и форм.
В плане киноязыка Рей остается наследником европейских традиций, а именно идей итальянского неореализма. Отсюда однозначность социальной проблематики, выведение в качестве героя рядового представителя общества, участие в фильме большого количества непрофессиональных актеров и т. п., хотя стиль режиссера все равно тяготеет к достаточно очевидной символизации. Например, само название картины можно понять прямолинейно: «отдаленный гром» большой мировой войны, докатывающийся в форме голода и общего бедствия до маленькой индийской деревни. Но «отдаленный гром» - это еще и эхо многовекового уклада жизни, не помогающего, а еще больше усугубляющего катастрофичность положения. Предложить рецепт Рей может только один: гуманизм в человеке как активное начало, не взирая на мощные социальные перегородки, не позволяющие индийскому обществу стать единым целым даже на уровне бесхитростного деревенского быта....