Название: Летят журавли
Год: 1957
Страна: СССР
Жанр: военный, мелодрама, история, драма
Рекомендовано: зрителям, достигшим 12 лет
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 95 мин.
Премьера: 12 октября 1957
Возраст: 12+
Озвучка 1 плеера: Оригинальная дорожка
Озвучка 2 плеера: Не требуется
Рейтинг Кино Поиска : 8.290
Рейтинг IMDB : 8.30
Зрители : СССР - 28.3 млн, Франция - 5.4 млн, Нидерланды - 828
Режиссер: Михаил Калатозов
В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин, Светлана Харитонова, Константин Кадочников, Валентин Зубков, Антонина Богданова, Борис Коковкин, Екатерина Куприянова
Рассказ о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Не все смогли с честью вынести это испытание. В центре киноповести — трагическая история двух влюбленных, которых разлучила война....
Рецензии: Когда любишь по-настоящему, то не представляешь жизни без своей второй половинки. Только он всегда приходит по первому зову, когда тебе плохо, только он понимает тебя, только он может утешить тебя в горе и разделить твою радость, только с ним становится спокойно и кажется, что ничего не страшно. Когда он уходит ненадолго, создаётся ощущение, что вместе с ним ушла и часть тебя. А когда он возвращается, вместе с ним возвращается та утерянная часть, и солнце начинает снова по-прежнему ощущать твою жизнь, как будто и не было никакого расставания.
Но иногда случается, что приходится расставаться из-за каких-либо жизненных обстоятельств на неопределённый срок. Часть тебя оказывается утерянной, и неизвестно, когда она возвратится на своё место. Жизнь начинает казаться чёрной безлунной ночью, и неизвестно, когда солнце взойдёт вновь. Ни что не приносит радости, что принесло бы, будь он рядом. Остаются только боль и пустота от потери. И надежда, что вы ещё встретитесь, что он обнимет и скажет, что всё прошло, всё позади, надежда, что где-то далеко он тоже любит тебя, тоже тоскует и ощущает ту же самую пустоту, тоже мечтает о встрече.
А что если разлука оказывается навечно? Если он больше никогда не вернётся? Если ты его никогда больше не увидишь? Если встречи больше никогда не будет? Никогда.
Вероника и Борис любили друг друга, но война их разлучила навсегда, даже не дав попрощаться. Он ушёл и никогда не вернётся. Она осталась одна и никогда его не увидит. Они никогда больше не встретятся. Никогда.
И как ей быть в такой ситуации? Поставить крест на своей жизни и с головой погрузиться в бездну страданий и вечного одиночества, храня преданность их любви? Или же пытаться жить дальше, храня в памяти светлые воспоминания о самом счастливом времени в своей жизни и радуясь тому, что оно было, хоть и недолго? Пытаться обрести новое счастье, хоть и не такое, какое было, но хоть какое-то, думая, что любимый хотел бы, чтобы она была счастлива с другим, раз уж он сам не может сделать её такой?
Вероника выбрала жизнь, попытку обрести новое счастье. В её жизни появился другой. Не такой, каким был тот. И новая любовь не более чем слабое эхо той, что была. Но Его она всё равно не забыла, и вспоминала каждый раз, когда трещины нового счастья отчётливо вырисовывались перед глазами. Она променяла бойца на тыловую крысу и не выдержала испытание временем, но всё равно новая любовь не затмила ту, а другой мужчина не занял в её сердце место того. Иначе она не стала бы считать до пятидесяти на бегу к почтальонке в надежде, что, может быть, от Него пришло письмо.
Фильм снят в 1957 году, но он не выглядит на свои года. Кажется, что он снят в этом веке с маскировкой под старину, а не в середине прошлого. Его свежесть, «молодость» и «современность» видны во всём: в режиссуре, в игре актёров, в работе оператора и т. д.
История, показанная в фильме «Летят журавли» будет близка каждому, кто по-настоящему любил, и уж тем более тем, кто терял любимого. Она показана интересно, проникновенно, ненавязчиво, красиво и даже легко, давая зрителям шанс просто смотреть, любуясь картинкой. Легко, потому что в фильме нет гнетущего драматизма, который своим давлением указывал бы на страдания или мучения героини, нет намеренно выделенных эпизодов или речей героев, которые бы указывали на что-либо еще.
Актёры не демонстрируют каких-либо неимоверных страданий, искажая лица гримасами боли, не делают никаких специальных эмоциональных движений, что тоже говорит о «современности» фильма. Но по одному их виду понятно, что чувствуют и думают их герои, и этого хватает, чтобы героя понять и начать ему сочувствовать или же, наоборот, невзлюбить его.
Работа оператора Сергея Урусевского, которая играет значительную роль в сохранении «молодости» фильма, отличается своим новаторством и исключительностью. Различные ракурсы, ракурсы сверху и снизу, положение света и тени, переходы между ними поражают своей красотой и создают ощущение, что каждый кадр - это современная профессиональная чёрно-белая фотография. Оператор сотворил чудо. А некоторые моменты, благодаря такой съёмке и режиссёрской постановке, даже слегка отдают сюрреализмом.
Спустя 52 года фильм выглядит современным и новым. Он не постарел, а это главный критерий качественности и главный показатель шедевра.
***
А что если разлука оказывается навечно? Если он больше никогда не вернётся? Если ты его никогда больше не увидишь? Если встречи больше никогда не будет? Никогда.
«Ты же не видел, как его хоронили!»
Тогда остаётся лишь одно - цепляться за каждую мелочь, которая может дать хоть малюсенькую, хоть призрачную надежду. Только тогда можно будет найти в себе силы и смысл жить дальше.
Журавли летят, как и раньше, только вот Его нет рядом, чтобы вместе поднять головы и счастливо улыбаясь посмотреть на их полёт....
Знаете ли вы что.... На фестивале в Каннах название фильма было переведено на французский язык, как «Когда прилетают аисты»... Всё дело в том что оригинальное название картины на французском слэнге означает «проститутки воруют».------
На съёмках фильма в качестве ассистента оператора в течение двух дней работал молодой, никому не известный кинолюбитель из Франции, приехавший в Москву с туристической группой и случайно попавший на киностудию «Мосфильм». Впоследствии он стал известным кинорежиссёром. Его имя - Клод Лелуш.