Название: Гремучая змея
Название зарубежное: Rattlesnake
Год: 2019
Страна: США
Жанр: триллер, детектив, фэнтези
Продолжительность: 85 мин.
Премьера: 25 октября 2019
Режиссер: Зак Хилдитч
В ролях: Кармен Эджого, Тео Росси, Эмма Гринвелл, Richard Lippert, Арианна Ортиз, Джой Джейкобсон, Дэвид Йоу, Дебрианна Мансини, Emily Isabella Peck, Катрин Хоун
Во время поездки через страну дочь Катрины кусает гремучая змея. Катрина обращается за помощью к обитательнице странного домика, стоящего посреди пустыни. Та соглашается помочь и спасает девочку. Вскоре Катрина получает счёт: в обмен на жизнь дочери она должна убить другого человека....
Рецензии: Как бы это глупо ни звучало, но в 2017-м вышел «1922» - крепкий триллер по Стивену Кингу. Его автор, режиссер Зак Хилдитч, кажется, заявил о себе как о человеке, знающем толк в атмосфере. Один из лучших жанровых предложений Netflix (на тот момент) дало Хилдитчу дорогу в жизнь, и, в качестве своего продолжение, в кооперации с теми же Netflix постановщик выпустил «Гремучую змею». То ли оригинальные идеи удаются Хилдитчу хуже, чем адаптации, то ли дорога в жизнь завела режиссера куда-то не туда, но проект вышел плотью от плоти современного цифрового контента: пустоватым и незаметным.
Катрина - мама, которая везёт свою маленькую дочь в другой штат, чтобы, как это водится в американской традиции, начать всё с начала. В то время как Катрина меняет спущенную шину, змея кусает девочку. Мама в панике, но тут внезапно появляется загадочная женщина и предлагает сделку: душа за душу. Катрина соглашается, дочь исцеляется, а таинственные сверхъестественные силы напоминают, что пора должок-то отдавать.
Оттенки «Нужных вещей» того же Кинга, «Посылки» Ричарда Келли и «Затащи меня в ад» Сэма Рэйми - очередная вариация на тему платы за исполнение желаний приняла в этот раз вид «Гремучей змеи». Есть, само собой, гораздо больше впечатляющих примеров того, как подобный сюжет можно подать в более заинтересованном виде. Дело в том, что сюжет «Змеи» движется со скоростью улитки. Учитывая то, что на протяжении 85 минут хронометража, вроде как, происходит достаточно большое количество событий, просто удивительно, что события в сценарии подаются зрителю в настолько медленном темпе. Подобное хорошо работало в другом проекте Хилдитча, т. е. в «1922», однако здесь подобное не работает. Понятен замысел режиссера - взять зрителя атмосферой и пока Катрина отчаянно пытается совершить задуманное до наступления заката, аудитория «Змеи» должна подпрыгивать и увядать в напряжении. Тем не менее, миссия понятна с самого начала и, кажется, развязка предсказуема с самого начала, что сильно бьёт по эффективности повествования.
Дилемма в центре фильма притягивает внимание, однако Хилдитч слишком труслив как автор сценария, задавая Катрине слишком однозначное толкование этой задачи. Цель героини легка. В «Змее» был большой потенциал продемонстрировать хитрую притчу об аморальности человечества и/или о том, на какие поступки мы готовы ради своих близких. Без сомнения, талантливые актеры могли бы показать подобное на высоком уровне. Но, увы, Хилдитч и Netflix решили убрать специфику и оригинальность. Направление понятно - мягкость и безопасность. В то время как другие режиссеры при кажущейся миролюбивости (см. «Солнцестояние» Ари Астера) показывают изнанку человеческой природы, в «Гремучей змее», также снятой целиком при дневном свете, очень мало умных мыслей именно из-за особенностей реализации.
«Гремучую змею» спасают от катастрофы трогательные отношения матери и дочери. Кажется, что актерский дуэт стремится закрепить экранные отношения правдоподобной химией. Последний акт, увы, немного фальшивит в этом: когда Катрина задается экзистенциальным вопросом в кульминационной сцене, от приторности хочется сморщится. Что ж, «Гремучая змея» не так предсказуем в целом, как мог бы быть, но до полного метра проекту явно далеко: установка больше походит сериалу вроде «Сумеречной зоны» или «Баек из склепа», где, вероятно, вопросы жизни и смерти должны отходить на второй план, уступая место чему-то бесхитростному. ...