Название: Шерлок Холмс: Багровый коготь
Название зарубежное: The Scarlet Claw
Год: 1944
Страна: США
Жанр: фильм-нуар, триллер, криминал, детектив
Фильм/Сериал: foreign-movie
Продолжительность: 74 мин.
Премьера: 18 мая 1944
Озвучка 1 плеера: Многоголосый
Рейтинг Кино Поиска : 6.641
Рейтинг IMDB : 7.30
Режиссер: Рой Уильям Нилл
В ролях: Бэзил Рэтбоун, Найджел Брюс, Джералд Хамер, Пол Кэвэна, Артур Хол, Майлз Мандер, Кэй Хардинг, Дэвид Клайд, Йен Вульф, Виктория Хорн
Приехав в Канаду на встречу королевского общества по оккультизму, Шерлок Холмс и доктор Ватсон сталкиваются со старинным поверьем о деревушке Ле Морт Руж (Красная смерть), где по преданию, на болотах бродит призрак, разрывающий своим жертвам горло. Хотя скептицизм Холмса встретил холодный прием среди участников конгресса, после смерти от руки призрака жены одного из участников - Лорда Пенроуза, Холмс отправляется в Ле Морт Руж, чтобы расследовать череду таинственных убийств......
Рецензии: К 1944 году стилистика цикла фильмов о Шерлоке Холмсе в исполнении Бэзила Рэтбоуна, выпускаемых киностудией «Universal» в режиссуре Роя Уильяма Нила, стабилизировалась. Отличительными чертами оных были оригинальные сценарии, весьма слабо основанные на произведениях сэра Артура Конан Дойла, перенесение действия в современность и (периодически) за пределы Англии, элементы мистики, замысловатой экзотики и триллера в сюжете, зачастую отход от традиционного детективного сюжета в пользу нуара или действия (впрочем, последние два момента нельзя целиком поставить в вину создателям цикла, ибо и сам сэр Артур не брезговал ни мистикой-экзотикой, ни отходом от детективного сюжета, одним из пионеров которого он, собственно, и был).
В фильме «Багровый коготь» характерно проявились очень многие из этих черт. Но, тем не менее, получился один из лучших фильмов цикла. Мало того, что он достаточно гармоничен, но он ещё и сохранил атмосферу конандойлевского мира.
К «Багровому когтю» Р. У. Нилл окончательно сделал выбор в пользу классического детектива. Однако завязка сюжета вызывает у поклонника Холмса некоторое недоумение. Итак, Шерлок Холмс и доктор Ватсон приехали в Канаду на спиритический конгресс. И тут выясняется, что жена одного из участников конгресса, леди Пенроуз, была убита в родовой деревне Ле-Морт-Руж (то бишь Красная смерть), причём обстоятельства этой смерти схожи с местной легендой о призраке-убийце. Интерес Холмса к этой истории ни у кого одобрения не вызывает, и именно поэтому он немедленно отправляется в готичную атмосферную деревню вместе с доктором Ватсоном.
Несмотря на всё вышеизложенное, сюжет «Багрового когтя» - один из самых близких к традиционному детективу во всём цикле. В полном соответствии с традициями рассказов расследование приобретает вполне земной оттенок, принося зрителю целый ряд сюрпризов. Нет недостатка и в подозреваемых, и в сюжетных поворотах. И даже несмотря на то, что сценаристы отнюдь не пытаются ошеломить зрителя, изложив ему в конце всю разгадку разом, - нет, зрителя потихоньку к ней приводят, подбрасывая не спеша ответы на те или иные вопросы расследования, так что в какой-то момент кажется, что сюжет завершится вполне заурядно, - даже несмотря на это финальный твист поистине неожидан.
Доктор Ватсон в комичном исполнении Найджела Брюса, действительно, здесь играет несколько более самостоятельную роль в расследовании, чем обычно, но нельзя сказать, что играет успешнее обычного. Впрочем, туповатый, но добрый и преданный Ватсон - отличительная черта этого цикла. Сам Холмс в прямо-таки иллюстративном изображении Бэзила Рэтбоуна наконец дорвался до настоящего дела (это не шпионов ловить, как в предыдущих сериях) и вновь пребывает во всём блеске своего таланта. Он поистине похож на тот образ, который возникает у читателя собственно рассказов сэра Артура.
И атмосфера на сей раз чрезвычайно удалась создателям. Никакой Канады там и в помине не чувствуется, что хорошо, ибо ещё больше усиливает английскость этого фильма, зато готика, тайна, неприветливость болот, заброшенные жилища вышли убедительно и далеко не картинно. Фильм не портит даже пафосная последняя сцена, где Холмс опять цитирует очередную мудрую мысль Черчилля, - своеобразный реверанс году съёмки. В остальном год съёмки никак на сюжет не повлиял.
Безусловно, неординарный подход к произведениям сэра Артура Конан Дойла на сей раз себя оправдал, подарив нам один из лучших фильмов всего цикла и отличный сам по себе детектив....