Название: Шерлок Холмс: Ночной террор
Название зарубежное: Terror by Night
Год: 1946
Страна: США
Жанр: фильм-нуар, триллер, драма, криминал, детектив
Фильм/Сериал: foreign-movie
Продолжительность: 60 мин.
Премьера: 1 февраля 1946
Озвучка 1 плеера: Многоголосый
Рейтинг Кино Поиска : 7.057
Рейтинг IMDB : 6.90
Режиссер: Рой Уильям Нилл
В ролях: Бэзил Рэтбоун, Найджел Брюс, Алан Маубрэй, Дэннис Хоуи, Рени Годфри, Фредерик Уорлок, Мэри Форбс, Скелтон Кнаггс, Билли Беван, Джеффри Стил
Холмс нанят Роландом Карстэрсом, чтобы предотвратить воровство Звезды Родезии, огромного алмаза, принадлежащего матери Карстэрса, Леди Маргарет. Догадываясь, что алмаз будет украден в поезде по пути от Лондона до Эдинбурга, Холмс ловко подменяет алмаз Леди Маргарет, в то время как заходил в ее купе. Вскоре после этого, Роланд был убит, а поддельный алмаз украден......
Рецензии: Когда Рой Уильям Нил, выпускавший на киностудии «Universal» цикл фильмов о современных приключениях Шерлока Холмса в исполнении Бэзила Рэтбоуна, обращался к стилистике классического детектива, используя достижения в этом жанре со времён Конан Дойла, то обыкновенно результат оказывался много успешнее. Кроме того, в классические сюжеты гораздо лучше удавалось вписывать юмористические моменты, играющие большую роль в цикле.
Исключением не стал и «Ночной террор», предпоследний фильм цикла и последний, созданный в чисто классической стилистике. Несмотря на название, сюжет ленты вполне укладывается в рамки как традиционной конандойлевской стилистике, так и стилистике классического детектива «золотого века» а-ля Агата Кристи, переживавшего расцвет в это время. И Кристи, и её коллеги понимали, что поезд, замкнутое пространство с ограниченным количеством подозреваемых, представляет собой великолепный антураж для создания герметичного детектива-головоломки, где читатель будет строго ограничен в выборе преступника и сможет строить логические гипотезы. Воспользовались этой идеей и сценаристы «Ночного террора», точнее, «Ужаса ночи».
Завязка сюжета оказывается немного сходной с предыдущей лентой, «Бегством в Алжир». В обоих случаях Холмс выступает в качестве сопровождающей ценный груз охраны, в «Бегстве в Алжир» на корабле, здесь, как уже говорилось, на поезде, следующем в Шотландию. Однако сюжеты этих фильмов относятся к разным жанрам. Здесь всё начинается с того, что Шерлока Холмса просят проследить, чтобы при доставке в Шотландию не пропал ценный бриллиант, но вскоре в вагоне происходит убийство, и все пассажиры поезда оказываются под подозрением, причём авторы умело рассыпают против них улики. Шерлок Холмс берётся за расследование, и далее сюжет движется бодро и увлекательно в духе хотя бы тех же самых романов Кристи. Комическую линию удачно вносит на сей раз не только неудачливый соперник Холмса самоуверенный инспектор Лестрейд (Деннис Хоуи), но и попытки доктора Ватсона (неизменно вызывающий добрую улыбку Найджел Брюс) взяться за самостоятельное расследование.
Впрочем, стилистика классического детектива с финальной всё объясняющей речью сыщика не выдержана здесь до конца, ей пренебрегли ради сюжетного напряжения и немного неуклюжей попытки связать сюжет с конандойлевскими рассказами. Между прочим, сам сэр Артур зачастую пренебрегал поддержанием дедуктивной линии ради удовольствия показать поединок Холмса с преступником, чего избежали сценаристы «Ночного террора» - в отличие от некоторых других фильмов цикла. Однако авторам удалось предоставить на суд зрителя не только остроумную разгадку головоломки, но и забавный финальный эпизод, когда, казалось бы, сюжет уже подошёл к концу и зрительское внимание ослабло.
На выходе получился отличный классический детектив в духе эпохи, внесение в который элементов архаической стилистики произведений самого Артура Конан Дойля ничуть его не портит, а только приближает к «канону»....