Название: Мумия
Название зарубежное: The Mummy
Год: 1959
Страна: Великобритания
Жанр: ужасы, приключения
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Фильм/Сериал: foreign-movie
Продолжительность: 86 мин.
Премьера: 1 августа 1959
Возраст: 16+
Озвучка 1 плеера: Проф. Многоголосый
Рейтинг Кино Поиска : 6.740
Рейтинг IMDB : 6.80
Режиссер: Теренс Фишер
В ролях: Питер Кушинг, Кристофер Ли, Ивонн Фюрно, Эдди Бирн, Феликс Эйлмер, Рэймонд Хантли, Джордж Пэстелл, Майкл Риппер, Джордж Вудбридж, Харольд Гудвин
В 1895 году группа британских археологов из клана Бэннингов на раскопках в Египте обнаружила и вскрыла гробницу легендарной жрицы Анаки. Как это обычно и бывает, ослушавшись совета одного из местных жителей не вскрывать гробницу, ибо «тот кто ограбит гробницы Египта - умрет», археологи проникли внутрь захоронения, чем и навлекли на себя гнев почитателей древнего божества.
Через три года, уже в Англии, с членами семьи Бэннингов, участвовавших в той злополучной экспедиции, начинают случаться неприятности, приведшие к смерти двух из них... Приехавший из Лондона инспектор Малруни сначала отказывается верить в то, что причиной смерти явилось древнее проклятие, а непосредственным убийцей является ожившая мумия, но дальнейшие факты заставили его кардинально изменить свою точку зрения......
Рецензии: Легендарная английская студия «Hammer» ставит ремейк американской чёрно-белой классики от «Universal»; в режиссёрах числится сам Теренс Фишер (Terence Fisher), чья фамилия неделимо ассоциируется с хоррором под «молоточной» эгидой; в актёрском составе тоже цвет известного творческого жанрового коллектива; на дворе конец успешных плодотворных пятидесятых - для определённого количества зрителей лучшего сочетания придумать невозможно. Все любители остросюжетных детищ «Hammer» имеют прекрасную возможность окунуться в захватывающий фильм, в лучших студийных традициях рассказывающий о гротескном ужасном монстре, похищенной вопящей красавице на его руках, отважном герое и удивительных вещах.
Тема с ожившей мумией всегда выделялась в кинематографе своей манящей спецификой прикосновения к чему-то древнейшему, упрятанному в до сих пор совсем непознанные архаичные предания закатившейся некогда величественной цивилизации Египта, полной роскошных дворцов с отблеском яркого убранства под палящим солнцем, что тесно соседствует с дикой жутью таинственных ритуалов, особых захоронений, наказаний, вершимых в мрачных каменных чертогах. Сценарий словно проходит в двух пластах, умеючи заигрывая с пугающим ключом постановки, одновременно не забывая про погружение фильма в фильм, точно сказку. Тематика предыстории мумии выдалась настоящей жемчужиной, когда зритель может наблюдать экскурс в древний мир, где разыграна красивая и жестокая пьеса о верховном жреце Харисе, получившем страшное наказание из-за чувств к почившей возлюбленной Ананки.
Мастер жанра Кристофер Ли (Christopher Lee) создаёт немногословный, но запоминающийся двоякий образ. Мы видим его безостановочной мумией, несущей лишь хаос уничтожения, которая вполне получилась из-за совпадения физических фактурных данных с высоким ростом и работой гримёров. Однако у мумии есть своя драма, где, словно насмешкой судьбы, антагонист картины радикально меняет степень значимости. В условной современности пасмурной ночной Англии злодей представлен ручным монстром, послушным приказам хозяина, когда в жарком царстве сфинксов, ещё не покрытых пылью от туристов, он был солидным верховным жрецом, двигающим всю процессию за собой. Актёр здорово передаёт это амплуа, находясь в роскошных богатых декорациях при павильонных съёмках. Ему подыгрывает не менее именитый коллега Питер Кушинг (Peter Cushing), ответственный за положительного аристократичного героя, что у него всегда ловко получались. Будучи ещё в самом рассвете сил, лицедей частенько участвует в остросюжетных сценах схваток с забинтованным оппонентом.
Помимо привнесения чисто развлекательного фантазийного конфликта, лента обладает дискуссионным началом, рассуждающим о правах современных образованных людей науки покушаться на творения прошлых поколений. Ведь, по сути, любые археологи это наши благодетели, помогающие открывать тайны истории, обогащающие музеи мира, но вместе с тем они простые разорители могил и духовного наследия целых народов, бесцеремонно вынимающие частицу когда-то чего-то важного из сакраментальных сооружений, выставляя это на всеобщее обозрение любопытной публики. Поэтому тема наказания проклятых мумией египтологов умеет кинематографично забавлять, но при некой метафоричности концепции, словно заторможенный вновь оживший предок загадочного царства тщетно борется за сохранение толики духовности в современной цивилизованной бездуховности, замещающей смиренную веру в богов на сухой прагматичный рационализм. Думаю, благодаря этому все классические монстры и вечны на экранах, в книгах и вообще в масскульте, имея не только гротескную форму, способную привлекать зрительскую аудиторию жанровым продуктом, но ещё неустанно нести частицу нравственного конфликта, отражающего ту или иную сторону нашей реальной жизни.
В итоге картина не зря стала знаковым представителем британской школы хоррора своей классической поры от знаменитой студии, после получив ещё три продолжения. Выполнена она профессионально, отрабатывая все поставленные задачи....
Знаете ли вы что.... Дверь, которую должен был выбивать Кристофер Ли, перед началом съёмок случайно закрыли, так что от удара у актера рука выскочила из плечевого сустава. Правда, именно этот дубль и вошёл в фильм.