Название: Маска Фу Манчу
Название зарубежное: The Mask of Fu Manchu
Год: 1932
Страна: США
Жанр: ужасы, фантастика, приключения
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Фильм/Сериал: foreign-movie
Продолжительность: 68 мин.
Премьера: 5 ноября 1932
Возраст: 16+
Озвучка 1 плеера: Проф. Двухголосый
Рейтинг Кино Поиска : 5.429
Рейтинг IMDB : 6.30
Режиссер: Чарльз Бребин, Чарльз Видор
В ролях: Борис Карлофф, Льюис Стоун, Карен Морли, Чарльз Старретт, Мирна Лой, Джин Хершолт, Лоуренс Грант, Дэвид Торренс, Эверетт Браун, Стив Клементе
Британский археолог сэр Лайонел Бартон намерен отправиться в Монголию, чтобы найти гробницу Чингизхана. Разведчик Нейланд Смит предупреждает его, что он должен добраться до сокровищ гробницы раньше, чем злодей Фу Манчу, которому меч и посмертная маска Чингизхана нужны для того, чтобы поднять восточные народы на борьбу с западной цивилизацией и уничтожить её.
Агенты Фу Манчу выкрадывают Бартона прямо из Британского музея и переправляют его в Китай, где Фу Манчу и его не менее злобная дочь хотят под пыткой выведать у учёного местоположение гробницы. В это время дочь Бартона Шейла вместе со своим женихом Терренсом Грэнвиллом отправляется к гробнице и начинает раскопки....
Рецензии: Феномен Фу Манчу------
1932 год. На заставке студии Metro-Goldwyn-Mayer солидный лев-самец с роскошной гривой. Он злобно рычит на всех, и злоба эта, наверное, от того, что студия Universal отхватила себе лучшие романы-ужастики. Брэм Стокер написал «Дракулу», Мэри Шелли - «Франкенштейна», по пьесе «Калиостро» Нины Уилкокс Патнем и Ричарда Шайера сняли «Мумию». Бедная MGM не могла нажиться на этих гигантах жанра, но нашла, что им противопоставить. На помощь пришёл Дальний Восток, а именно Монголия, неграмотно отражённая в книге Сакса Ромера «Коварный доктор Фу Манчу».
Полная суеверий и стереотипов повесть подарила миру нового злодея. Это был не молчаливый монстр, тянущий к вам свои клешни. Фу Манчу - образованный доктор наук из Китая с большими средствами и кучей помощников, устрашающий не воем на луну и пристрастием к чужой крови, а изощрёнными пытками и желанием присвоить древние магические артефакты, начать Великий азиатский реванш. Идея состояла в том, чтобы идти по стопам Чингисхана, о котором, надо полагать, британский писатель Сакс Ромер знал понаслышке. С этим связано его открытое неуважение к восточной культуре, представление всех «желтокожих» как варваров, охочих только воевать. Ну, отстал автор от жизни веков на шесть, что тут поделать?..
Очередная из книг (пятая или шестая - неважно, их всё равно экранизировали как попало) называлась «Маска Фу Манчу». В ней, следовательно, и в фильме тоже, говорилось о том, как британская экспедиция откопала могилу Чингисхана, нашла его золотую маску и золотой меч (слава богу, что не золотой кальян, ведь полководец Темуджин, известный как Чингисхан, строго-настрого запретил хоронить себя с чем-либо драгоценным, зная, что всё разворуют из-за этого). За этими предметами так же охотится Фу Манчу, желающий, как уже было сказано, поднять восстание азиатов и поработить всех белых (а у негров просто хозяева поменяются).
Люди Фу Манчу пытаются выкрасть реликвии, но им это не удаётся. Тогда Фу Манчу прибегает к шантажу, угрожая убить находящегося в его власти учёного Бартона. Ему доставляют фальшивый меч и маску, но Фу Манчу не дурак - подвергает меч испытанию дуговым разрядом, и тот сгорает. Тогда он изготавливает снадобье, с помощью которого подчиняет себе разум и волю одного из героев, и отправляет его к подруге, чтобы тот выманил остальных британцев с найденными реликвиями прямо к засаде. Но, в итоге, храбрые колонисты справятся с коварным варваром и его войском.
Что же из себя представляет Фу Манчу? У него длинные ногти, временами маниакальное выражение лица, обязательно восточный наряд и последние достижения обычной и оккультной науки. Короче, он впереди планеты всей, хотя азиаты - варвары (парадокс). Образ немного напоминает доктора Но, скорее всего, Флемминг тоже почитывал Ромера, а реализован он в «Маске Фу Манчу» стараниями Бориса Карлоффа, на которого опять несколько часов накладывали грим. Но Борис не жалуется, держится молодцом, всё-таки роль со словами - такая редкость, и он показывает, что в безумные доктора годен. О других актёрах говорить не стану, ибо про них вообще никто в наши дни не слышал.
Судьба у постановки с фанерным реквизитом и часовой продолжительностью стандартная - она стала классикой, пусть не ужаса, но приключений. Выросший из расистских книг образ злого доктора прошёл через немое и чёрно-белое кино, обрёл цвет и пародию на самого себя, а также реинкарнацию в XXI веке. Не знаю, что получится у постановки, которая запустится в скором будущем, и будет ли таковая вообще (сейчас Азия - влиятельный рынок и от темы современных восточных варваров надо бы отказаться), но канонический образ пока остался за Борисом Карлоффом, хотя его пытались превзойти Кристофер Ли, Питер Селлерс и даже Николас Кейдж.
Мумия Имхотепа снова с нами, Дракула не отошёл от дел, Человек-волк возвращается, Франкенштейн носится по студийным закоулкам. Так ли уж несбыточны мечты о новой атаке доктора Фу Манчу на цивилизованный мир? [Так и тянет процитировать Блока: «Да, скифы мы! Да, азиаты мы! С раскосыми и жадными очами!»]...
Знаете ли вы что.... Режиссёр Чарлз Видор через три дня после начала съёмок был уволен студией и заменён Чарлзом Брэбином.