Название: Призрак свободы
Название зарубежное: Le fant?me de la libert?
Год: 1974
Страна: Франция
Жанр: комедия
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 104 мин.
Премьера: 11 сентября 1974
Возраст: 16+
Озвучка 1 плеера: Профессиональный (двухголосый закадровый) (НТВ)
Рейтинг Кино Поиска : 7.673
Рейтинг IMDB : 7.90
Зрители : Франция - 1.1 млн, Испания - 355.1 тыс, Нидерланды - 63
Режиссер: Луис Бунюэль
В ролях: Адриана Асти, Жюльен Берто, Жан-Клод Бриали, Адольфо Чели, Поль Франкёр, Микаэль Лонсдаль, Пьер Магелон, Франсуа Мэтр, Элен Пердриер, Мишель Пикколи
Серия сюрреалистических эпизодов, на первый взгляд не связанных между собой. Буржуазная пара рассматривает фотографии парижских памятников и находит их порнографическими. На ужине при свечах гости усаживаются на унитазы вместо стульев: мужчины спускают штаны, женщины поднимают юбки.
Маленькая девочка исчезает в школе, и ее поиски организовываются в ее присутствии и с ее помощью. Мишенью фильма становятся ханжество, церковь, армия. В мире Бунюэля все переворачивается с ног на голову, и между эпизодами возникают картины репрессий с криком за кадром «Долой свободу!»....
Рецензии: Наверное, не приходится сомневаться в очевидных достоинствах предпоследней ленты испанского мастера, которую, как известно, он снимал ради удовлетворения своих личностных амбиций, не претендуя при этом на ее коммерческий успех, а в своей книге воспоминаний «Мой последний вздох» называл одной из частей своеобразной трилогии (наряду с «Млечным путем» и «Скромным обаянием буржуазии»). Через посредство тонкого юмора интеллектуала, граничащего с обжигающей иронией и сарказмом, режиссер открывает прихотливую галерею социально-общественных и шире - общечеловеческих комплексов, пороков и предрассудков (ханжество, фальшь, бюрократия etc) на фоне курьезности, а то и неприкрытой абсурдности происходящего. Однако после просмотра захотелось сделать небольшую ремарку относительно представлений режиссера о религии и церкви, которые никак нельзя назвать однозначными.
Бунюэля, получившего религиозное образование в иезуитском колледже, что в будущем и стало основной причиной его негативного отношения к католической церкви, традиционно называют атеистом «со стажем» и одновременно отмечают его нескрываемый интерес собственно к религии как форме общественного сознания. Так, американский режиссер Джорж Орсу Уэллс говорит об испанском постановщике, как о «самом верующем режиссере в истории кино», что свидетельствует об антиномичности позиции режиссера.
Думается, в «Призраке свободы» в контексте отношения режиссера к вопросу церкви и религии имеют место не антирелигиозные, но антиклерикальные выпады; на мой взгляд, в картине не ставятся под сомнение религиозные чувства верующих, но брошен камень в огород церкви как института и его представителей в лице монахов и клириков. Ведь свое призвание служители церкви, выражаясь канцелярским языком, видят в «предоставлении посреднических услуг» при общении человека с Богом, но логично будет предположить, что некая духовная связь возможна и без участия третьих лиц. А таковыми здесь выступают играющие в карты монахи, один из которых имел неосторожность вспомнить некую прихожанку-«шалунью», а минутой раньше предложивший вознести молитву о больном отце. Негативная коннотация клириков и далекой от совершенства, а уж тем более святости церкви встречалась и в более ранних фильмах испанского провокатора ('Золотой век», «Ангел-истребитель»). Корыстолюбие, лицемерие, продажность суть лишь неполный список пороков, коим подвержена церковь.
Отдельно следует сказать об относительности и условности установленных церковных правил и догм. Так, из беседы монахов мы узнаем, что тот, кто еще недавно считался еретиком, теперь признан святым, а вчерашние святые уже вовсе не святые; сама же церковь отныне стала более «разборчиво» и строго подходить к этому «назначению». Само собой, и право последнего слова остается за последней.
Яркая сатира на устройство общество и его институтов со свойственным Бунюэлю сюрреалистическим почерком - таким увидели «Призрака свободы» современники скандально известного испанца, который, уже будучи полностью глухим, не оставался «глух» к современной ему действительности и продолжал снимать. Впереди будет еще одна, теперь уже последняя, работа режиссера - «Этот смутный объект желания»....