Название: Коммивояжер
Название зарубежное: Forushande
Год: 2016
Страна: Иран, Франция
Жанр: драма, триллер
Рекомендовано: зрителям, достигшим 18 лет
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 123 мин.
Премьера: 21 мая 2016
Возраст: 18+
Озвучка 1 плеера: Любительский (многоголосый закадровый) (Колобок)
Озвучка 2 плеера: Колобок
Рейтинг Кино Поиска : 6.668
Рейтинг IMDB : 7.70
Зрители : Франция - 271.3 тыс, Россия - 10.6 тыс
Режиссер: Асгар Фархади
В ролях: Шахаб Хоссейни, Бабак Карими, Таране Алидости, Мина Садати, Mehdi Koushki, Maral Bani Adam, Фарид Сейджжади Хоссейни, Сам Валипур, Моджтаба Пирзаде, Sahra Asadollahe
Отношения Эмада и Раны безоблачны, и у них много планов на будущее. Днем Эмад преподает в школе, а по вечерам супруги увлеченно репетируют спектакль по пьесе Артура Миллера «Смерть коммивояжера». Однако семейная драма разворачивается не только на сцене, но и в реальной жизни, когда их новый дом из тихой гавани превращается в место преступления....
Рецензии: Иран как зеркало современного мира------
Иран. Муж Эмад и жена Рана, он - учитель в старших классах и актёр-режиссёр в любительском театре, где ставит пьесу «Смерть коммивояжёра» Артура Миллера, она - домохозяйка. Но однажды начинает рушиться их дом, и супруги вынуждены переселиться в новую квартиру, где раньше жила женщина свободных нравов. И тут настигает новая напасть - на Рану, пока она принимала душ, напал какой-то мужчина...
Дальше и начинается настоящее кино - и драма, и триллер, и в чем-то детектив.
Но в любом случае это, как и прежде, про разлом, поражающий иранское общество. И, как это уже было у Фархади, этот разлом (на сей раз нравственный больше, чем социальный и политический) проходит аккурат по семье. И вновь по интеллигентской. Единственное существенное отличие - чуть больше намекается на собственно интимную сферу отношений. Но в соответствии с нормами шариата и иранской цензуры все остаётся в фильме недосказанным и, скорее, догадывемым...
Именно это роднит иранское и советское кино, которые бытуют в условиях цензуры. Отчасти именно благодаря ей высказывание Фархади получается столь утонченным, при этом оставаясь довольно жёстким. Концовочка выдалась вообще дай Боже - вся интеллигентская толерантность разбивается об архаические комплексы, спровоцированные не менее «чудесной» стыдливостью Раны.
И это лишь одна из трактовок, потому что даже о вине персонажей судить просто невозможно. Сравнение некоторых критиков, к примеру, с «Белой лентой» не беспочвенное, но не абсолютное. Всё-таки у Ханеке однозначно нет невинных - все попадают в мизантропическую замазку знаменитого австрийца. Иранский режиссёр создаёт едва ли не противоположную картину: не виноват никто. Поэтому гуманистический посыл, достигаемый финальным катарсисом, почти очевиден.
Кому-то наверняка очень захочется заклеймить недружелюбную к отдельному человеку иранскую среду с ее трещащим по швам фундаментализмом (фундамент в свете фильма тоже сгодится), но это взгляд исключительно европоцентричный. По существу же именно Иран претендует на куда как более универсальное высказывание о человеке сегодняшнего мира, чем любой корифей-европеец или американец. Ведь ситуация морально-аморальной провокации, свойственной этому кино, куда как более возможна во всех уголках мира, нежели какая-нибудь гей-драма или 50 оттенков темнее. Наверное, поэтому Фархади и иже с ним ласкаются фестивалями и премиями, потому что при всей визуальной неброскости и негероичности, именно такое кино может быть интеллектуально-чувственным мэйнстримом, столь нужным и понятным человечеству, чтоб и в Африке и в Америке узнать на экране самих себя.
p.s. Но всё-таки «Развод Надера и Симин» по масштабу и глубине копания гораздо мощнее....
Знаете ли вы что.... В самом начале съёмок режиссёр Асгар Фархади разместил в соцсетях объявление о наборе актёров. Желающим надо было прислать режиссёру небольшие ролики о самих себе. На объявление откликнулись тысячи иранцев, мечтавших сняться в кино.------
Съёмки на время прекратили из-за внезапной смерти саунд-продюсера Аядолла Наджафи.