Название: Бессонница
Название зарубежное: Insomnia
Год: 1997
Страна: Норвегия
Жанр: триллер, криминал, детектив
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Фильм/Сериал: foreign-movie
Продолжительность: 96 мин.
Премьера: 14 марта 1997
Возраст: 16+
Озвучка 1 плеера: Проф. Многоголосый
Рейтинг Кино Поиска : 6.952
Рейтинг IMDB : 7.30
Зрители : Норвегия - 63.3 тыс., США - 47.2 тыс., Франция - 18.2 тыс.
Режиссер: Эрик Шёлдбьерг
В ролях: Стеллан Скарсгард, Мария Матьезен, Сверре Анкер Оусдаль, Гискен Арманд, Кристиан Фидженшоу мл., Тур Михаэль Омодт, Фроде Расмуссен, Бьорн Моан, Мария Бонневи, Марианне О. Ульриксен
Два матерых шведских детектива прибывают в крошечный норвежский городок, чтобы помочь неопытным местным полицейским расследовать убийство девушки. «Аккуратный» убийца допускает единственный просчет, что позволяет сыщикам устроить на него засаду.
Но по нелепому стечению обстоятельств в густом тумане опытнейший детектив Йонас Энгстрем случайно убивает своего напарника и упускает преступника, ставшего свидетелем фатального несчастного случая. Теперь Энгстрему, оказавшемуся на крючке у убийцы, нужно не только замести следы, но и раскрыть преступление, не подставив своего невольного соучастника....
Рецензии: Скандинавский холодок------
Как и у любого успешного проекта, - особенно, если этот проект американский, - зачастую имеется не менее талантливо снятый предшественник. Снятый, как правило, за пределами этого самого Голливуда. Вот и нолановская «Бессонница», - та, что с Аль Пачино, - была всего лишь римейком одноименной норвежской картины 1997 года. И последнее, что хочется в данной ситуации - это разводить дискуссию о том, какая версия лучше: на мой взгляд, они обе одинаково хороши и имеют право на существование. Посему позволим себе лишь провести кое-какие занятные параллели между этими двумя в высшей степени достойными картинами.
Перво-наперво стоит отметить, что норвежский вариант получился намного мрачнее и жестче американского: он, как бы это сказать, максимально приближен к реальности, и это даже не считая отсутствия финальной перестрелки, затеянной Ноланом понятное дело по каким причинам. Сообразно фатальному настроению ленты и характер главного героя в блестящем исполнении Стеллана Скарсгарда: от него буквально за километр веет скандинавским холодом и никогда нельзя точно сказать, что за мысли вертятся в его голове. В то время как персонаж Пачино подкупал старческой мудростью и неподдельным профессионализмом, герой Скарсгарда даже не пытается понравиться зрителю, представая в своем насколько это возможно неприглядном свете.
Все по молодости скажите Вы и будете в какой-то мере правы: отсюда, будем полагать, так толком и не развернувшаяся любовная линия между заезжим следователем и гостиничной администраторшей, в которой знак внимания в доли секунды трансформируется в жест отчаяния. Впрочем, и на том спасибо - в американской версии этот пикантный пунктик вообще отсутствовал, и героиня Моры Тирни там только и делала, что раздавала мудрые советы, как, собственно, отсутствовала и довольно любопытная, с точки зрения раскрытия характера персонажа, сцена, в которой Скарсгард крайне охотно лезет под юбку к местной школоте.
Муки совести и душевные терзания - вот то единственное, что объединяет этих героев и заставляет сопереживать как Алю, так и Стеллану: ненароком подстреленные напарники выбивают обоих из колеи, а тут еще как назло эти белые ночи, от которых не укрыться никакими занавесками. Подлый свет сквозит во все щели и проникает в комнату, не оставляя в душе ничего человеческого, подобно тому, как правда вот-вот вылезет наружу. И накатывает страшная, удручающая в своей беспросветной тьме бессонница, но приходится терпеть и подчищать за собой улики, потому как лучше быть Раскольниковым, чем кем-то там в неволе.
Впрочем, убийц, - случайных или не случайных, - в фильме явно больше, чем один, и сочинять небылицы придется как шведскому заезжему, так и тому, кто, собственно, заварил всю эту кашу: разница лишь в том, что последнему приукрашать события гораздо легче и приятнее - он не только зарабатывает этим на жизнь, но и вообще, как личность, лишен всякого рода рефлексий. И если Пачино ближе к финалу элементарно хотел проспаться, то Скарсгард в равной степени - свалить из опостылевшего городка....
Знаете ли вы что.... Режиссер снял фильм в своем родном городке Тромсё (Норвегия).