Название: Стачка
Год: 1924
Страна: СССР
Жанр: драма
Рекомендовано: для любой зрительской аудитории
Продолжительность: 82 мин.
Премьера: 28 апреля 1925
Рейтинг Кино Поиска : 7.582
Рейтинг IMDB : 7.60
Режиссер: Сергей Эйзенштейн
В ролях: Максим Штраух, Григорий Александров, Михаил Гоморов, И. Иванов, Иван Клюквин, Александр Антонов, Юдифь Глизер, Вера Янукова, Владимир Уральский, М. Мамин
Историко-революционный фильм. На одном из крупнейших заводов России организовывается стачка, поводом для которой послужило самоубийство рабочего, несправедливо обвиненного администрацией завода в краже инструментов......
Рецензии: Back in the USSR. Стачка------
Первый полнометражный фильм всемирно признанного гения от кино.
Посыл этой ленты характерен для эпохи, романтизм молодых деятелей искусства был схож с генеральной линией партии. Одни были вдохновлены широчайшими по своим масштабам событиям в стране, другим нужно было этот энтузиазм поддерживать. Потрясающий симбиоз!
Но Эйзенштейн не стал бы Эйзенштейном, если бы он просто снимал «агитки». О, нет. Эйзенштейн - величайший новатор своего времени, и, как это ни странно, в самой большой мере его новаторский дух был показан не в знаменитом «Броненосце», а в первой «Стачке».
Ведь кино в мире тогда лишь только развивалось, и всякие экспериментальные фишечки были в моде, и не только у советских режиссеров. Съемки отражений, игра со светом, причудливый рваный монтаж, съемка на скорости - все эти приемы были тогда в диковинку, и по ходу фильма создавалось впечатление, что Сергей Михайлович придумал кучу всяких штук, и надо бы их всех использовать. В общем, «Стачка» - это не просто пропаганда, фильм выходит далеко за рамки пропагандистского кино. Впоследствии Эйзенштейн разочаруется во многих своих идеях и отойдет от концепции аттракциона, но пока ему всего 26 лет и он полон энергии.
Ход самого фильма очень показателен. Разумеется, здесь присутствуют жирующие капиталисты, курящие дорогие сигары, пьющие из причудливых баров дорогой алкоголь, находящиеся в обществе прекрасных распутных женщин. Конечно, никто не ожидал отсутствия элемента карикатуризма этих буржуев, в 1924-то году. Но пафос фильма совсем не в этом, не в замене плохих буржуев на хороших коммунистов. Более того, партия большевиков фигурирует в фильме совсем чуть-чуть, и еще под названием РСДРП, и то в парочке агитплакатов в самом начале ленты. Нет, пафос именно в борьбе. В фильме нет героев в традиционном смысле слова, здесь есть класс рабочих, требующий от администрации выполнения условий (которые, кстати, сейчас - жителю 21 века, кажутся более, чем законными - вроде 8-ми часового рабочего дня), и повышения заработной платы. История революции на одном отдельно взятом заводе явственно показывает то, как деятели тех времен видели революцию, как они ее ощущали. Сквозь монитор шел запах настоящей романтики, полной надежды, а до крушения иллюзий было еще очень далеко. И, да, в фильме нет героев, есть коллектив, который, когда един способен на многое.
И сам конец фильма отнюдь не хэппи-эндовский. Сцена расстрела демонстрации, умело смонтированная с забоем коровы (причем, мне кажется, корова была настоящая: в те времена было как-то не до защиты животных), и титры «Пролетарий, помни!» служат катализатором главного посыла картины: за правду следует бороться и никто ее никогда не даст просто так. И не важно, терпишь ты поражение или одерживаешь победу: в общем контексте правда всегда восторжествует.
Важно понимать, что я в своем тексте не хочу принимать ни чью сторону, но я рассуждаю исключительно с позиции фильма. Фильма, безусловно, агитационного, но выходящего далеко за рамки обычной пропаганды (повторяюсь). Плюс ко всему, сама агитация отнюдь не, что называется, в лоб. Эта агитация очень тонко, как бы мимоходом дается зрителю, не оставляя в итоге никаких сомнений в вопросе «кто виноват?».
Ну и первая часть картины. Представление «шпаны» - это просто какой-то Гай Ричи, если честно....
Знаете ли вы что.... Фильм был восстановлен в 1969 году.------
«Стачка» - первая полнометражная работа Эйзенштейна.