Название: Чужие письма
Год: 1975
Страна: СССР
Жанр: драма
Рекомендовано: зрителям, достигшим 12 лет
Продолжительность: 93 мин.
Премьера: 16 августа 1976
Возраст: 12+
Рейтинг Кино Поиска : 7.605
Рейтинг IMDB : 7.10
Режиссер: Илья Авербах
В ролях: Ирина Купченко, Светлана Смирнова, Сергей Коваленков, Зинаида Шарко, Олег Янковский, Иван Бортник, Наталья Скворцова, Майя Булгакова, Валентина Владимирова, З. Глущенко
Героиня фильма - добрая и интеллигентная молодая учительница математики, желая помочь своей ученице, поселяет ее у себя дома. Девочка на удивление быстро приживается в новом доме, начинает чувствовать себя там почти хозяйкой, и даже берется руководить личной жизнью своей наставницы, ее отношениями с людьми......
Рецензии: К вопросу о том, почему нельзя читать чужие письма------
У 16-летней Зины Бегунковой (Светлана Смирнова), девочки из не самой благополучной семьи, брат Шура (Иван Бортник) решил жениться. Однако, обладательницу очень сложного характера Зину выбор брата не устраивает, и в результате семейного конфликта девочка на свадьбу не попадает. Зина уходит гулять по городу и находит Евгения Пряхина (Олег Янковский), друга детства Шуры. Пряхин катает Зину на машине, они приезжают на реку, где девочка признаётся мужчине, который вдвое старше её, в любви. Пряхин грубо отвергает такое признание. В результате, плачущая Зина оказывается одна во дворе своего дома, где её замечает молодая школьная учительница Вера Ивановна (Ирина Купченко). Вера Ивановна приводит Зину к себе в квартиру, успокаивает, девочка остаётся у учительницы ночевать, а после и вовсе пожить какое-то время. У Веры Ивановны вялотекущий роман с иногородним художником Игорем (Сергей Коваленков), который лишь изредка появляется в городе, а в остальное время пишет письма. Однажды Зина тайком прочитывает одно из писем Игоря. Она переписывает текст письма так, как будто письмо адресовано ей, Зине, а автором его является Пряхин, якобы признающийся девочке в любви...
Такова, если кратко, завязка этого глубокого и очень интересного с психологической точки зрения фильма. «Чужие письма» вскрывают сразу несколько тем морального-этического порядка, касаясь педагогики, воспитания в человеке личности, и т. д. Все эти темы, так или иначе, вертятся вокруг образа главной героини картины - юной Зины Бегунковой. Зина неуживчива и очень конфликтна. «Вот экземпляр! Со всем миром в ссоре!» - говорит про неё родной брат Шура. Махровый эгоцентризм Зины заставляет её проявлять принципиальность даже в каких-то совсем пустяковых делах. На непонимание окружающих Зина неизменно отвечает: «Кто правду говорит - того никто не любит!» Обладая недюжинными лидерскими способностями, эта девочка умеет «сесть на шею» и подчинить себе не только ровесников, но и взрослых. Что и происходит в её отношениях с Верой Ивановной: видя доброту, мягкость, уступчивость учительницы, её искреннее желание посвятить себя воспитанию детей, Зина умело всем этим пользуется. Вера Ивановна постепенно и незаметно для себя самой, особенно на фоне своей не слишком удачной личной жизни, всё больше и больше подпадает под психологическую зависимость от Зины, не замечая тот момент, когда оказывается пройденной грань, та самая «дистанция», отделяющая педагога от ученика. Зина, чувствуя свою силу, и считая, что она вправе вторгаться в личную жизнь окружающих, начинает давить на Веру Ивановну, толкая её к разрыву с Игорем...
Попробую высказать одну мысль, которую при ознакомлении в интернете с многочисленными отзывами на фильм я не встретил пока ещё нигде. У меня складывается ощущение, - и я думаю, что И. Авербах этот нюанс понимал сам, сознательно закладывая его в подоплёку сюжета, - что между двумя героинями, Верой Ивановной и Зиной, существует некая прочная психологическая связь. Слабый тянется к сильному, а сильный к слабому - они взаимопритягательны, как разнозаряженные стороны магнита. Есть натура, готовая к подчинению, и есть воля, готовая подавлять. Они нужны друг другу, они подсознательно стремятся друг к другу. Парадокс лишь в том, что слабой стороной здесь является учительница, а стороной сильной - её ученица, в два раза моложе своей учительницы. Не настаиваю на такой интерпретации. Но мне показалось, что дело обстоит именно так.
Зато сколько угодно можно препарировать фильм с точки зрения педагогики и проблемы «подрастающего поколения». Как научить подростка нравственности, как объяснить ему хотя бы ту элементарную основу основ - что нельзя читать чужие письма!? «Почему нельзя читать чужие письма!? ПРОСТО НЕЛЬЗЯ, И ВСЁ!» - выводит, как аксиому, как непреложную истину, пожилой опытный педагог. Ну, а дальнейшие жизненные перспективы представительницы «нового поколения» Зиночки лично у меня не вызывают никаких сомнений - такая, ради достижения своих целей, «пойдёт по головам». Увы.
Конечно, невозможно промолчать о ярком и блистательном исполнении Светланой Смирновой роли главной героини. Это - успех! Тем не менее, нужно сказать, что практически весь актёрский состав картины чрезвычайно хорош: И. Купченко, И. Бортник, О. Янковский, М. Булгакова, З. Шарко... А мои отдельные аплодисменты - постановщику Илье Авербаху!
8,5 из 10...