Название: Ювелирная лавка
Название зарубежное: The Jeweller's Shop
Год: 1988
Страна: Италия, Австрия, Германия (ФРГ), Канада
Жанр: драма, мелодрама, детектив
Продолжительность: 88 мин.
Премьера: 19 декабря 1988
Озвучка 2 плеера: Профессиональный двухголосый
Рейтинг IMDB : 6.30
Режиссер: Майкл Андерсон
В ролях: Берт Ланкастер, Даниэль Ольбрыхский, Бен Кросс, Андреа Оккипинти, Оливия Хасси, Джо Чампа, Мелора Хардин, Джонатан Кромби, Франческа Брегни, Алессандра Казелла
Фильм поставлен по пьесе папы Иоанна Павла II и рассказывает о супружеских парах, которые достигли либо высоты, либо кризиса в их отношениях. Их истории связаны с местным ювелирным магазином.
Рецензии: За всю свою долгую и многостаночную режиссерскую карьеру Майкл Андерсон подвизался на самых разных нивах, отдав дань самым различным жанрам, но вот примеров драмы/мелодрамы у него практически не встречается. По всей видимости, появление в его фильмографии «Ювелирной лавки» обусловлено громким именем Кароля Войтылы, написавшим свой роман в 1960 году, то есть задолго до того, как мир узнал его как папу римского Иоанна Павла Второго. Скажу честно, что роман я не читал, поэтому разговор о слабостях экранизации будет вестись сам по себе.
Понятно, что фильм снят в результате совместных усилий, это показательный ко-продакшн. Понятно, что первая его слабость именно в том, что польская история разыгрывается при помощи корпорации итальяно-англосакских актеров, из-за чего складывается очень странное впечатление от самих физиогномических особенностей экранной польской нации, где несомненной белой вороной смотрится Ольбрыхский, которому как-то и не веришь в такой компании, что вот он-то как раз поляк. Видимо, создатели фильма вспомнили легендарную пьесу Жарри «Король Убю» с ее незабвенной ремаркой «Действие происходит в Польше, то есть где угодно».
Если без шуток, то Польша с ее историей в фильме почти полностью декоративно. Используя классический для эпоса прием «хода времени», охватывая ряд десятилетий и не одно поколение, можно было бы показательно укрупнить некоторые детали, сделать их элементами не только частной, но и общей, даже заэкранной истории. Однако этого не случилось. История по большей части выступает как фон, а на переднем плане оказывается достаточна заунывная и вполне предсказуемая история двух семей, которые последовательно проходят сначала через исторические, а потом личные драмы, чтобы в конце примириться с действительностью и ходом времени.
Нет, понятно, что будущий папа римский вряд бы смог написать роман экзистенциальный и безжалостный к человечеству, но количество патоки на экране можно было и бы уменшить. К тому же всегда ровный и всегда недотягивающий до отличных оценок Майкл Андерсон все равно не сумел вытянуть из истории Войтылы больше, чем добротную экранизацию не пустого, но и не по-настоящему оригинального произведения....