Название: Жажда жизни
Название зарубежное: Lust for Life
Год: 1956
Страна: США
Жанр: драма, биография
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 122 мин.
Премьера: 15 сентября 1956
Возраст: 16+
Озвучка 1 плеера: Профессиональный (многоголосый закадровый)
Рейтинг Кино Поиска : 7.662
Рейтинг IMDB : 7.40
Режиссер: Винсент Миннелли, Джордж Кьюкор
В ролях: Кирк Дуглас, Энтони Куинн, Джеймс Дональд, Памела Браун, Эверет Слоун, Ниалл МакГиннис, Ноэл Пёрселл, Генри Дэниелл, Мэдж Кеннеди, Джилл Беннетт
Роли дублировали: Рудольф Панков, Алексей Золотницкий, Алексей Сафонов, Антонина Кончакова, Артем Карапетян
После смерти отца Ван Гог перебрался в Париж, примкнул к художникам-импрессионистам. Однажды Ван Гог познакомился с художником Полем Гогеном. Время проходило в работе и творческих спорах, переходящих в ссоры. Ван Гог все чаще переживал приступы безумия: во время одного из них он отрезал себе ухо......
Рецензии: Этот фильм был для меня действительно интересен, даже несмотря на тот факт, что я картин о художниках стараюсь избегать аки гиены огненной, но недавний «Модильяни» заставил несколько призадуматься над собственным предвзятым отношением к таким вещам.
Увидав в программе «Жажду жизни», мне вдруг вспомнилось школьное время и пересказ по английскому языку о краткой биографии Ван Гога, который ещё тогда вызвал у меня странный интерес к данной творческой личности.
Самым приятным фактом, который до меня был донесен фильмом, стала роль, сыгранная Керком Дугласом. Более я никогда не стану сомневаться в его таланте, заявляю честно. Не скажу, что эта роль была шедевральной, потому как многое в самом фильме хромает на одну ногу, в том числе и прописанный на бумаге Винсент Ван Гог. Нет, это не шедевральная роль. Но очень многогранная и интересная, этого не отнимешь.
В принципе, самое главное, что сыграна она была очень экспрессивно, с вдохновением и горящими глазами, что для любого биографического фильма и требуется. Ноль претензий, просто ноль.
Немного хочется сказать о самом Ван Гоге, показанном в «Жажде жизни» Дугласом. Винсент предстает перед нами сложным человеком во всех смыслах. С ним нелегко общаться, он вспыльчив и бывает груб, но глаза этого человека горят вне зависимости от того, чем Ван Гог в данный момент занят, будь то попытки донести до людей голос Божий, или физическую/моральную/материальную помощь нуждающимся людям (я говорю о том времени, которое он провел с шахтерами и их бедствующими семьями), или стремление постичь человеческие чувства, стараясь перенести их на полотно.
Характер этого творческого человека просто архисложный, но Керк с завидной легкостью выходит из любого непростого положения: в моменты приступов ярости он кажется искренним безумцем, но через некоторое время он может разговаривать с человеком и твердо понимать, что опасен для окружающих людей и самого себя, выглядя при этом абсолютно здравомыслящим.
Также хотелось бы отметить роль в этом фильме Энтони Куинна, актёра, хорошо знакомого мне по ролям в «Соборе парижской богоматери» (что с Джиной Лолобреджидой) и «Последнем киногерое». Многогранный актёр. В данном случае его Поль Гоген был нужен для того, чтобы дополнить и оттенить собой характер Винсента Ван Гога. И с этой задачей Энтони справился отлично. Психологическое противостояние двух творческих людей для «Жажды жизни» было настоящей находкой.
Однако вернемся к нашим баранам (с). Как выше уже говорила, в фильме многое хромает, самые сильные и увесистые камни можно кинуть в композитора, камни поменьше - в сценаристов. Очень интересный человек, этот Винсент Ван Гог, и некоторые моменты его жизни были переданы с максимальным смыслом и максимально точными по своей сути словами:
- Почему я должен изобретать здесь, когда у природы получается куда лучше?
- Я в клетке, я одинок и я боюсь.
- Труд нелегко рисовать.
- Мы оба одиноки, мы нужны друг другу.
Все эти избранные фразы просто идеально подходят под ту или иную ситуацию, показанную на экране, а уж в исполнении Дугласа смотрятся просто ошеломительно.
Но, спросите, в чем же тогда состоят промашки сценаристов? Обьясню. Фильм можно разбить на части, каждая из них важна, каждая из них позволяет составить нам точную картину о характере Винсента. Но все они оказались абсолютно не связаны между собой, фильм бросало от события к событию слишком резко, без обьяснений или хотя бы намеков на предположения оных.
Не так уж легко фильм смотрелся, понимаете ли. Но самые сильные претензии у меня к тому, что в фильме они даже не удосужились поведать нам причины столь известных всему миру приступов художника. Как говорится, сами сидите и кумекайте, и плевать, что это просто нереально....
Знаете ли вы что.... Фильм снят по одноимённому роману Ирвинга Стоуна.