Название: Камал Гандхар
Год: 1961
Страна: Индия
Жанр: мюзикл, драма
Продолжительность: 134 мин.
Премьера: 14 января 1991
Озвучка 2 плеера: Субтитры
Рейтинг IMDB : 7.10
Режиссер: Ритвик Гхатак
В ролях: Суприя Чадхури, Abanish Banerjee, Анил Чаттерджи, Satindra Bhattacharya, Читра Мандал, Гита Дей, Гьянеш Махержи, Биджон Бхаттачария, Манту Гхош, Dwiju Bhawal
На окраине Калькутты, беженцы из Восточной Бенгалии, создали свое сообщество, которое получило название IPTA (People's Theatre Association) - Индийская Народная Ассоциация Театра. Театр объединил, и сплотил людей в одну большую и дружную семью. Как и в любой семье, здесь есть любовь, ненависть, зависть, дружба.. Но семья распадается на две группы. Лидер одной – молчаливый молодой человек, по имени Бхригу. А второй - тётушка Шанта. Племянница Шанты – молодая и красивая, начинающая актриса Анусия, мечтает поставить пьесу с участием двух групп. Но Шанта плетет интриги, и строит козни против конкурентов. Совместная постановка «Шакунтала» с треском проваливается. И группа Бхригу увязает в долгах и кредите. Анусия переходит на сторону соперников. Пытаясь разобраться в себе, она вдруг понимает, что влюблена в Бхригу. Но у неё есть жених, который живет, и учится за границей. И который должен за ней приехать.
Рецензии: Мелодия боли и чувств------
Мир - очень огромный организм, даже если речь идёт о такой его небольшой части как театр. Ведь это сложнейшая организация со своей внешней и внутренней структурой. А в неё входят актёры, множественный вспомогательный и технический персонал, материальные реквизиты, место необходимое для выступления и зрительного зала, финансы, без которых не создать прекрасного шоу и не заманить зрителя на спектакль. А уж сколько всяких нюансов связано с тем, чтобы представление действительно имело успех и с теплом было принято зрителем. Как в каждой сложной организации здесь бывает множество интриг и подковёрной борьбы, способной в любой момент своим зловредным вмешательством разрушить тонкое ощущение творческого процесса создания искусства.
Сам Ритвик Кумар Гхатак значительную часть своей карьеры посвятил театру, в котором был и актёром, и режиссёром, и постановщиком. Поэтому всё это закулисье близко и понятно ему. Наверное, мало кто иной смог бы показать эту непростую жизнь так живо и достоверно, со всеми её сложностями, радостями и трудностями, крахами и буквально подъёмами из пепла. Ведь творческие люди - особый народ. Вдохновение для них - та необходимая духовная пища, которую они не поменяют даже на обычную еду, не говоря уже об остальных комфортных и шикарных благах земных.
Второй основной темой «Комал-Гондхар» выступают трагические страницы середины прошлого века, связанного разделением Бенгалии на две части по религиозному признаку, вынудившей миллионы людей, лишённых работы, крова над головой и уверенности в своём будущем, стать беженцами искать защиты и пропитания по ту сторону вновь образовавшейся границы. А за разделением пришли голод и нищета. Сколько жизней человеческих унесли с тобой те страшные годы. У каждого из героев фильма погиб в то время один или несколько родственников. Некоторое вовсе остались сиротами. Последним объединяющим началом двух Бенгалий осталась лишь река Падма, которую в стольких своих поэтических строках воспел Рабиндранат Тагор. Один её берег стал Бангалдешем, другой - остался индийским. И даже железная дорога, когда-то переброшенная через реку, теперь разрушена. На индийской стороне она завершается жутким тупиком, грубо заколоченным досками, недвусмысленно говорящим о том, что это конец. И если смотреть на тот берег, то хотя люди и их дома кажутся похожими на здешние, они теперь иные: чужие, иностранные.
Ещё одним символом культурного разделения в «Комал-Гондхар» становится попытка постановки прекрасной пьесы «Шакунтала» в зале, принадлежащем двум труппам. Одной из них руководит горячий упрямый, но невероятно талантливый Бхригу (древнее индуистское мифологическое имя основателя клана воинов и мудрецов) и завистливая Шанта, согласившаяся на этот компромисс только ради посрамления соперников. Злая женщина то гримируется больше положенного, то капризничает, то поменяет голоса кукушек на кваканье лягушек, а одного из актёров, выпускает в крупных современных очках, полностью разрушая древнее очарования действа. Но вопреки злу и тотальному торжеству разъединения людей даже среди творческой элиты во всей этой трагикомической неурядице, едва не погубившей театр, встречаются два сердца из враждебных кланов и перебрасывают и к другу, и в светлое будущее хрупкий радужный мостик. Это новое единение, вместе с безымянной нищей малышкой в роковой час дважды схватившейся за сари главной героини, даёт надежду на то, что искусство, как и добро в сердцах человеческих живы и пребывать вечно будут. А вместе с ними всегда будет жива надежда на новое объединение когда-то расколотой политически, но культурно во многом ещё близкой друг другу Западной и Восточной Бенгалии....