Название: В год тринадцати лун
Название зарубежное: In einem Jahr mit 13 Monden
Год: 1978
Страна: Германия (ФРГ)
Жанр: драма
Рекомендовано: зрителям, достигшим 18 лет
Фильм/Сериал: movie
Номер сезона 2 плеера: n
Продолжительность: 124 мин.
Премьера: 17 ноября 1978
Возраст: 18+
Озвучка 1 плеера: Любительский (одноголосый закадровый)
Озвучка 2 плеера: n
Рейтинг Кино Поиска : 7.488
Рейтинг IMDB : 7.5
Зрители : Венгрия - 1.5 тыс, Испания - 1.2 тыс, Швейцария - 209
Режиссер: Райнер Вернер Фассбиндер
В ролях: Фолькер Шпенглер, Ингрид Кавен, Готфрид Йон, Элизабет Триссенар, Ева Маттес, Гюнтер Кауфманн, Лило Пемпайт, Изольда Барт, Карл Шейдт, Вальтер Бокмайер
«Каждый год - это год Луны» - говорится в туманно-зловещем предуведомлении к картине. Люди, чья жизнь обусловлена чувствами, особенно часто страдают от депрессий. Но когда в лунном году бывает тринадцать новолуний, это часто приводит к неотвратимым личным катастрофам. В двадцатом столетии шесть лет отмечено этим опасным знаком. Например, 1978-й год, опасный для жизни многих людей.
Но Луна, как и беда, не приходит одна, чаще всего, верша свои недобрые дела чужими руками. Ради любовника Эрвин решается на операцию по перемене пола и становится Эльвирой. Однако в роковом 78-м тот охладевает к Эрвину-Эльвире. Главная героиня, у которой почва уходит из-под ног, ищет поддержки у бывшей жены и знакомых....
Рецензии: Большое варево Фассбиндера------
1978 год стал во многом определяющим для немецкого режиссёра Райнера Вернера Фассбиндера, как в профессиональном, так и в личном отношении. Будучи глубоко потрясённым самоубийством одного из своих друзей-любовников Армина Майера, задействованного в ряде его проектов, Фассбиндер словно уместил в одной из лучших своих картин весь крик своей горящей души, дав ей причудливое, на первый взгляд, название – «В год тринадцати лун». Получившееся едва ли можно назвать обыкновенным фильмом, скорее, это – цинично-философское истолкование действительности, испытывающей на себе пагубное влияние человеческого существования, основанное во многом на личном опыте выдающегося режиссёра.Необыкновенно грустная история транссексуала Эрвина Вайсхаупта, словно зеркало, отражающего греховную сущность человечества – это лишь дрожащая пена необъятного и свирепо бурлящего океана под названием цивилизованный мир, грозящего обрушить свои волны на каждого индивида, сопротивляющегося их разрушительной силе. В нём живут или существуют самые разные представители, обречённые, в зависимости от условий, в которых развивалось их детское Эго, либо на успех, либо на поражение. В возродившемся, подобно фениксу, Франкфурте-на-Майне с его развитой инфраструктурой, бетонной архитектурой многоэтажек и притихшими аллеями, кажется, не должно быть места изолированности и одиночеству. Но исковерканное прошлое по-прежнему даёт о себе знать. Где-то там стоит искать разгадку приниженных людей, подобных Эрвину/Эльвире, с одной стороны, и капиталистических эксплуататоров по типу Антона Зайца, взявшим на вооружение у своих угнетателей авторитарную модель управления, с другой. Поэтому, столь непостижимый для немецкого менталитета вопрос «кто виноват?» по-прежнему работает. Или, не работает. В конечном счёте, и те, и другие в разной степени являются побочными продуктами нацистского избирательного эксперимента.Одна из ключевых особенностей идейно-художественной специфики картины – это использование Фассбиндером целого ряда аллюзий на известные или малоизвестные ленты прошлого – хоть и не новый для него, но очень эффективный приём. В первую очередь, речь идёт о классической драме Майкла Кёртица «Касабланка». Причём, если в оригинальной истории это красивое географическое название являлось, скорее, символом любви и дружбы, то в данном случае оно наделено сугубо отрицательным значением, так как стало точкой обратного отсчёта для Эрвина. Например, сцена в зале игровых автоматов, где он плачет под композицию «Песня для Европы» Roxy Music, перекликается со сценой исполнения Дули Уилсоном баллады «Время идёт», опять же, из «Касабланки». Другим примером служит символический театрализованный акт в офисе Зайца, устроенный им и его помощниками под раритетную комедийную постановку Нормана Торога «Нельзя быть слишком молодым». Смысл этой сцены, скорее всего, сводится к высмеиванию специфического корпоративного сознания немецких предпринимателей эпохи нового капитализма, подсознательно ориентирующегося на США и отождествляющих себя с героями комедийных фильмов послевоенной американской ТВ-империи, манипулирующих массовой аудиторией через экран при помощи юмора и различных комических проявлений, т.е. превращая кино и телевидение в средство зомбирования населения. Это лишь подчёркивает многогранность творческой натуры Фассбиндера, остро чувствующего тенденции развития мировой киноиндустрии. Визуальная составляющая фильма отточена Фассбиндером-оператором до совершенства. И дело не столько в технически грамотной съёмочной работе, чем никогда не были бедны его картины. Взяв в руки камеру, Фассбиндер на сей раз вложил в неё нечто большее. С запредельной чёткостью, балансируя между грубой издёвкой и ледяным пессимизмом, он демонстрирует конечность, тупиковость, безнадёжность положения людей, подобных Эрвину, чьи попытки окунуться в прошлое и найти своё «Я» всякий раз безжалостно затуманиваются, отходят куда-то в сторону, скрываются за чем-то или кем-то, будь то приглушённый свет в кабинете самоубийцы, бесконечные дверные проёмы или зеркала, искажающие его образ. Показательными в этом смысле являются сцены в убойном цеху и во дворе монастыря. В первом случае на первый план выступает поистине ужасный в своих натурализме и простоте процесс умерщвления несчастных парнокопытных на производственной линии, во втором – скользящие гипнотические маневрирования камеры, лавирующей между монахиней и Зорой. То же самое происходит и в финале. Фактически, режиссёр не оставляет своему главному персонажу никаких шансов на выход из лабиринта при жизни, и даже после смерти зловещая камера продолжает «терять» его из поля зрения. Иногда может показаться, что Фассбиндер попросту утрирует многие вещи, гипербализирует их, доводя до абсурда, но на самом деле это не так. За каждым кадром скрывается жестокая правда и ничего больше. Это относится и к внешнему облику персонажей, прописанных до мелочей. Так, один из наиболее эффектных персонажей фильма с забавной для русского уха фамилией Зайц, изображённый с нетипичными для немца манерами, облачённый в теннисные шорты и футболку, походит скорее на американского буржуазного пижона, чем на европейского бизнес-короля. Здесь необходимо учитывать, что в те годы статус успешного бизнесмена в ФРГ приравнивался к статусу известного спортсмена или актёра. Неслучайными являются и разговоры про нападения и безопасность, имеющими прямую связь с событиями так называемой «Немецкой осени» 1977 года, а конкретнее, с именем печально известного промышленника Ганса-Мартина Шлейера. Несмотря на все эти особенности, картина «В год тринадцати лун» по-прежнему остаётся полна загадок и тайн. И в ней явно не поставлена точка, хотя бы потому, что лунный цикл не закончился и не закончится, возможно, никогда. А, значит, всё будет снова и снова повторяться. Подобно Торквато Тассо, люди будут бегать от самих себя, не зная или не желая осознавать, что от реальности невозможно убежать, а бегство, так же как и достижение истинного счастья – это лишь упорные и мучительные процессы, сопровождающие жизненный путь каждого человека с разницей лишь в форме, которую они приобретают в зависимости от обстоятельств....
Знаете ли вы что.... Рассказ, который весь фильм зрители слышат звучащим из магнитофона, в сценарии отсутствовал. Фолькер Шпенглер и Райнер Вернер Фассбиндер сделали запись вместе – Фассбиндер задавал вопросы, а Шпенглер отвечал. Голос Фассбиндера при монтаже удалили.