Название: Насреддин в Бухаре
Год: 1943
Страна: СССР
Жанр: мелодрама, комедия, история
Рекомендовано: для любой зрительской аудитории
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 80 мин.
Премьера: 2 августа 1943
Возраст: 0+
Озвучка 1 плеера: Оригинальная дорожка
Озвучка 2 плеера: Не требуется
Рейтинг Кино Поиска : 7.878
Рейтинг IMDB : 7.20
Режиссер: Яков Протазанов
В ролях: Лев Свердлин, Константин Михайлов, М. Мирзакаримова, Эммануил Геллер, Василий Зайчиков, Степан Каюков, Матвей Ляров, Николай Волков, А. Талипов, Асад Исматов
Комедия по роману Л.Соловьева «Возмутитель спокойствия». Благодаря находчивости и выдумке неугомонного весельчака Ходжи Насреддина многим угнетенным и обездоленным удается противостоять жестокому эмиру Бухары....
Рецензии: Последний фильм мастера------
Ходжа Насреддин - образ народного мудреца и острослова в фольклоре многих народов Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии. Анекдоты о Ходжа Насреддине носят преимущественно социально-бытовой характер. Народная традиция создала и хранит своего героя - защитника справедливости, борющегося против социального зла оружием смеха. Л. В. Соловьев написал «Повесть о Ходже Насреддине» (ч. 1 - «Возмутитель спокойствия», 1940; ч. 2 - «Очарованный принц», 1954). По мотивам этого произведения поставлены фильмы «Насреддин в Бухаре» (1943), «Похождения Насреддина» (1947) и «Насреддин в Ходженте, или Очарованный принц» (1960).
из БСЭ
Свой первый фильм Яков Александрович Протазанов (1881-1945) поставил еще до революции - в 1911 году. Картина называлась «Песня каторжанина». Протазанов стал одним из зачинателей советской кинематографии. Его фильмы «Пиковая дама» (1916), «Отец Сергий» (1918), «Аэлита» (1924), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Сорок первый» (1927), «Марионетки» (1934), «Бесприданница» (1937) и др. оказали большое влияние на развитие советского кино.
«Насреддин в Бухаре» - последний фильм мастера. Фильм был снят в Узбекистане, в Ташкентской киностудии.
В 1940 году Протазанов снял исторический фильм «Салават Юлаев». В феврале 1941 года он вышел на экран, а в июне началась Вторая мировая война, перевернувшая все в жизни советских людей. Протазанов, как и многие другие деятели культуры из Москвы, Ленинграда и Киева переехал в Ташкент. Здесь ему поручили фильм «Насреддин в Бухаре». Старому мастеру предстояло создать образ узбекского народного героя.
Отлично понимая, как трудно с достаточной глубиной передать национальный колорит, Протазанов формирует группу и приглашает в нее режиссера Ташкентской студии Наби Ганиева (один из основателей узбекской кинематографии, первый узбекский кинорежиссёр, впоследствии снявший фильмы «Тахир и Зухра» и «Похождения Насреддина», занесённые в список ЮНЕСКО), композитора Мухтара Ашрафи (автор нынешнего гимна Республики Узбекистан), художника Варшама Еремяна.
Самое трудное в фильме - образ Насреддина. Он должен был быть близок и русскому и узбекскому зрителю. Протазанов долго не знал кому дать главную роль - Михаилу Жарову или Льву Свердлину. В конечном итоге его выбор остался на Свердлине, поскольку внешность Жарова была слишком русской. К тому же, Свердлин некоторое время жил в Ташкенте и преподавал в узбекской киностудии, так что он хорошо знал быт и нравы узбекского народа.
Свердлин сыграл гениально. Многие до сих пор считают его узбеком. А то, как он на ломаном узбекском языке кричал «Вай, жигарэм, жигарэм!» - это вообще что-то.
1943 году фильм вышел на экраны. По началу некоторые критики ругали Протазанова за то, что в годы кровавой войны он снял комедию. На что режиссер ответил: «Если мы все время будем думать только о войне, ничего от этого полезного нам ни будет. Человек не должен забывать смеяться».
За фильм «Насреддин в Бухаре» Протазанову присвоили звание заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР. А сам фильм приобрел у нас статус культового, и до сих пор остается одним из любимейших....