Название: Прощай, речь
Название зарубежное: Adieu au langage
Год: 2014
Страна: Швейцария, Франция
Жанр: фэнтези, драма
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 70 мин.
Премьера: 21 мая 2014
Возраст: 16+
Озвучка 1 плеера: Профессиональный (многоголосый закадровый)
Рейтинг Кино Поиска : 5.727
Рейтинг IMDB : 5.90
Режиссер: Жан-Люк Годар
В ролях: Элоиз Годе, Камель Абдели, Ришар Шевалье, Зое Брюно, Кристиан Григорий, Джессика Эриксон, Мари Руша, Джереми Дзампатти, Дэниэл Людвиг, Джино Сиконолфи
Он и она – два мира, утративших связь друг с другом. Их единственный проводник – собака. Без слов животное транслирует любовь в оба конца, и эта слабая связь неожиданно крепнет. Но хватит ли ее, чтобы разжечь былые чувства?...
Рецензии: Silencio------
«Как же прекрасно, что я не люблю говорить, ведь если бы я всё время болтал - это было бы невыносимо!» - не исключено, что так можно было бы перефразировать одну из реплик главного героя фильма Годара «Безумный Пьеро», но уже применительно к его же гораздо более позднему кинотрактату «Прощай, речь». В одном из своих интервью Годар как-то ответил на вопрос, считает ли он себя современным режиссёром, таким образом: «я считаю себя современным кинематографистом, пока я жив». Годар во все времена был новатором киноязыка, он остаётся им поныне и, кажется, не уступит без боя своих позиций и после собственной кончины. На описание его бунтарского характера изведено столько чернил, что мне уже неловко говорить об этом, да и задача передо мной сейчас совсем другая, гораздо деликатнее. Нужно рассказать о фильме, в котором никто не говорит по-настоящему. Забавно, ведь всегда предательски оказывается, что «о чём невозможно говорить, о том следует молчать». Попытка иногда все-таки оказывается пыткой.
«Мысль изреченная есть ложь» - предупреждал нас Тютчев. Однако герои фильма изрекают свои мысли со скоростью света. Значит, и лгут с той же скоростью? К тому же нельзя забывать и о том, что мысли эти принадлежат вовсе не им, а истории. Годар буквально машет перед нами белым флагом с революционным лозунгом «Смерть автору!». Но эта картинка, первым делом рисующаяся в воспаленном воображении, губительно обманчива. За каждым кадром у Годара скрывается лозунг, а каждый фильм являет собой «манифест годаровской партии». Я убежден в том, что «Прощай, речь» - не исключение.
Главная роль в этом кинотексте - не у женщины, не у мужчины и даже не у собаки, а у тишины. Часто ли мы задумываемся о том, чем на самом деле является звук? Мы уверены в том, что Космос безмолвен. Но, быть может, не звук нарушает тишину, а тишина нарушает нескончаемый шум? Музыка никогда не может целиком олицетворять собой звучание. Звучание всегда дискретно, оно впускает в себя тишину. Кого волнует ваша монотонность? Я, к примеру, терпеть не мог тянуть открытые струны, потому что они обнажают шум, который постоянно издаётся скрипкой. В фильме же люди делают вид, будто говорят, а на самом деле проводят час экранного времени, умалчивая главное. Так же современное общество вещает с каждого уличного киоска о том, что ему есть дело. Однако оно безразлично ко всему и укоренено в своём безмолвии. Так же ведёт себя и одежда, и современная мода, которые притворяются, будто прикрывают нашу наготу, а на самом деле тихо умалчивают о том, что служат именно для наведения фокуса нашего взгляда на человеческое тело. В этом мне видится разница между молчанием и умалчиванием. Последнее всегда иллюстрирует собой нехватку чего-то: знания, мнения, звука, а молчание ведет себя похожим образом исключительно из-за своей полноты. Молчание щедро и благородно делится с нами тем, что имеет.
Роль второго плана в фильме исполняет язык. Сквозь киноизображение, которое искажено хроматическими аберрациями и прочими изъянами техники (или нашего глаза?) мы можем рассмотреть годаровское высказывание о языке. Что есть язык? Что есть говорение? Если мы произносим чужую фразу, есть ли это говорение? Когда языком пользуются чрезмерно часто, он начинает терять остроту ассоциации. Метафора в переводе с греческого означает «перевозку, передачу». Передачу чего? Вероятно, смысла. Метафора - это телега, которая подвозит смысл ближе к нам. Но что бывает с телегой, если все будут пользоваться ей не по назначению? Что, если кроме смысла мы положим туда бревна и камни? Скрипя колёсами, телега, вероятно, и двинется с места, но едва ли сможет добраться до пункта назначения. Так почему же мы пользуемся чужими метафорами - чужими телегами, вместо того, чтобы сколотить свои собственные? Досок-то возле нас - бери не хочу!
Годар напоминает нам о том как мы забыли, что метафора (и цитата в том числе) служит для нас вдохновением. Главная тирания современного мира то самое: «Почему? Никаких почему!», что звучит из уст немецкого офицера. Эта тирания точек. Точек в текстах, точек в размышлениях. Мы не должны останавливаться, о подобном говорит нам и Хайдеггер, да и не случайно же одним из смертных грехов является уныние. А что такого в этом унынии? А это точка, точка для всякого будущего, точка для размышления, точка для жизни. Ясперс говорил нам о том, что даже смерть является для человека областью для приложения усилий. Мы не должны умирать «просто так», «испуская дух». Смерть - это последнее, оттого и наивысшее напряжение порыва экзистенции. Но смерть - слишком сильное чувство для героев фильма «Прощай, речь». Они прощаются с речью, пуская её на самотёк, переставая задумываться над произносимым, а значит и изымая саму энергию слова, оставляя лишь одну его оболочку, скорлупу.
Однако герои фильма Годара - это не сам Годар. Французский режиссер вовсе не паразитирует на цитатах, ведь всё его кинотворчество это попытка донести мысль о том, что по-настоящему осмысленная цитата есть топливо мысли. Замечательный американский кинорежиссёр Джим Джармуш однажды сказал: «Ничего оригинального нет. Крадите всё, что вдохновляет вас или даёт пищу воображению. Хватайте старые фильмы, новые фильмы, музыку, книги, картины, фотографии, стихи, сны, случайные разговоры, архитектуру, мосты, дорожные знаки, деревья, облака, воду, свет и тени. Для грабежа выбирайте только то, что трогает напрямик вашу душу. Если вы будете делать именно так, ваши работы будут аутентичными. Не нужно беспокоиться сокрытием кражи - празднуйте её, если она вам удалась. И в любом случае помните, что сказал Жан-Люк Годар: Не важно, откуда вы берете, важно - куда»»....
Знаете ли вы что.... В заключительных титрах даны только имена и фамилии людей без обозначения того, какую работу они выполняли в ходе съемок.