Название: Десять лет без права переписки
Год: 1990
Страна: СССР, Германия
Жанр: драма
Рекомендовано: зрителям, достигшим 12 лет
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 103 мин.
Возраст: 12+
Озвучка 1 плеера: Оригинальная дорожка
Рейтинг Кино Поиска : 5.723
Рейтинг IMDB : 5.80
Режиссер: Владимир Наумов
В ролях: Борис Щербаков, Наталья Белохвостикова, Александр Панкратов-Черный, Вера Сотникова, Александр Яковлев, Евгений Евстигнеев, Игорь Кашинцев, Варвара Сошальская, Валентин Брылеев, Дарья Фекленко
После окончания войны герой фильма приезжает в Москву, чтобы отомстить доносчику, по вине которого в 37-м погиб его отец. Он приводит свой приговор в исполнение и готов ответить за это по закону. Его подруга становится невольной участницей драмы......
Рецензии: В царство божие войдут юродивые------
Этот фильм стал второй частью дилогии, посвященной сталинским репрессиям и начатой Наумовым в 1989 году фильмом «Закон». Тот первый фильм мне представляется более удачным, цельным.
С внешней, эстетической стороной дело обстоит очень хорошо. Скорее всего, фильм снимался ранней, ненастной весной, когда по небу часто гуляют хмурые великаны облаков, а строения и люди предстают какими-то особенно понурыми и серыми. Вдобавок то было время стремительного загнивания и крушения советской системы, и обшарпанность, брошенность знаменитого «Дома на набережной», где в основном проходили съемки, - все это придавало картине прекрасный постапокалиптический, оруэлловский оттенок. Да и внешние атрибуты сороковых - пятидесятых годов выглядят вполне достоверно. Лишь по некоторым деталям можно судить, что на дворе все же 1990 год, а не, скажем, 1946.
До объявления перестройки и гласности тема государственного террора практически не поднималась в советском кино, поэтому фильм представляет собой гневный, истеричный выплеск накопившихся обид, вопросов, внутренних противоречий. Персонажи находятся на постоянном взводе и готовы взорваться в любую минуту. Они совершают бессмысленные эмоциональные поступки под гнетом внутреннего разлада с окружающей действительность, как, например, спонтанное явление репрессированного сотрудника НКВД к своему бывшему начальнику.
Главные герои - странные люди: ветеран, инвалид и кафешантанная певичка... Каждый из них обладает гипертрофированными, шутовскими чертами. Можно подумать, что режиссер хотел представить их людьми не от мира сего, которые, чтоб сохраниться в вихре безумного лихолетья, прибегают к такому вот поведению. Приключения этой шайки юродивых скоморохов придает картине ощущение безумности, нереальности происходящих событий. Не зря в одном из эпизодов появляется Сталин в окружении свиты и видит себя в кривом зеркале.
К сожалению, Наумов не удержался и приправил фильм постельными сценами и модными тогда сплетнями из жизни советских тиранов, например, о ненасытной сексуальности Берии и превращений случайных девушек в его рабынь....