Название: Первый учитель
Год: 1965
Страна: СССР
Жанр: драма
Рекомендовано: зрителям, достигшим 12 лет
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 102 мин.
Премьера: 15 августа 1966
Возраст: 12+
Озвучка 1 плеера: Оригинальная дорожка
Озвучка 2 плеера: Не требуется
Рейтинг Кино Поиска : 7.548
Рейтинг IMDB : 7.50
Зрители : СССР - 7.2 млн, Нидерланды - 11
Режиссер: Андрей Кончаловский
В ролях: Болот Бейшеналиев, Наталья Аринбасарова, Идрис Ногайбаев, Даркуль Куюкова, М. Кычтобалев, Клара Юсупжанова, Бакен Кыдыкеева, Медел Маниязов, Искендер Рыскулов, Советбек Джумадылов
Роли дублировали: Евгений Весник, Георгий Вицин
Действие фильма происходит в 1923 году. Только что закончилась гражданская война. Вчерашний красноармеец, учитель Дюйшен, приезжает по комсомольской путевке работать в далекий киргизский аул.
Пылкий, вдохновенный фанатизм в утверждении прогресса сталкивается с многовековым укладом в жестоком и кровавом поединке. Но ничто не может сломить учителя Дюйшена....
Рецензии: революционная драма по киргизски------
Первые годы советской власти. Красноармеец Дюйшен приезжает в отдаленный аул, в горном районе Киргизии. Следуя распоряжению партии, он собирается открыть школу и учить местных детей. Радикальное стремление учить (в первую очередь советской идеологии) не находит отклика в сознании местных жителей, которым откровенно наплевать на образование, на партию и на советскую власть. Бестолковое, устрашающе-фанатичное рвение и упорство молодого учителя сталкивается с многовековым жизненным укладом киргизских крестьян.
Режиссерский дебют Кончаловского пришелся на середину шестидесятых, когда советское кино, развиваясь самыми активными темпами, фактически находилось на пике актуальности. Творческая свобода, доступная при Брежневе, хоть и была большей, чем, скажем, при Хрущеве, все же была ограничена партийной цезурой. Поэтому фильмы с политическим подтекстом ставить было все так же проблематично. С другой стороны, тематической свободы вроде бы достаточно, но, сделать что-то оригинальное и обойтись без партийного недовольства, было непросто. И все же, на следующий год, Лариса Шепитько снимет свои «Крылия», а еще через год появятся «Короткие встречи» Киры Муратовой, картины, которые обозначат собой честность, смелость и современность - личные качества, которыми обладали молодые кинематографисты.
В эту пору, молодой выпускник ВГИКа, отправленный по распределению на далекий «Киргизфильм», ставит картину по одноименной повести Чингиза Айтматова, используя сценарий Бориса Добродеева. В рамках фильма, режиссер сталкивает незыблемость векового существования и резкость политической идеологии, традиционный моральный устой и нетерпимую жажду прогресса. Советская власть, в лице напористого учителя, бросает вызов старым традициям, которым нет места в светлом социалистическом будущем. В надежде построить новое здание школы, Дюйшен срубает единственное в селе дерево. И это дерево - тополь, как символ старых традиций, падет под напором человека - несущего прогресс и стоящую за ним идеологию. Воспетый социализм неизбежно побеждает, новая культура берет верх над вековыми обычаями.
Пожалуй, в самом фильме и нет ничего, что могло бы нервировать цензора, картина, вроде бы разделяет партийные позиции. С другой стороны, фигура самого учителя Дюйшена, явно выглядит противоречиво. В своем стремлении всюду навязать социалистическую идеологию, научить (или заставить) любить Ленина, Дюйшен выглядит скорее антигероем, его упорство порой раздражает, несмотря на то, что намерения его отнюдь нелицемерные, а наоборот честные и прямые. Все же, что-то мешает симпатизировать герою, задача которого - научить неграмотных детей произносить слово социализм по слогам. Тем интересней, когда картина, из, казалось бы, безнадежной коммунистической пропаганды перерастает в драму, наполненную трагической эксцентрикой, яростью и грустью с которой воспринимается неизбежность надлома того, что еще вчера казалось незыблемым. Проявляется осознание беспомощности людей перед неизбежными изменениями, которое несет собой время.
Отвлекаясь от яркого конфликта, стоящего в центре сюжета, самому режиссеру, возможно, было интересней та кинематографическая форма, в которой конфликт преподносится. Та фактура, натуралистическая съемка, кадры настоящей деревенской местности, элементы национального киргизского быта и обычаев. И как следствие, прекрасная работа молодого оператора Георгия Рерберга с его манерой «наблюдательной» съемки. Образ жизни похожий на хронику, вот где можно усмотреть влияние, если не неореализма, то, как минимум Акиры Куросавы....