Название: Зеркало
Год: 1974
Страна: СССР
Жанр: драма, биография
Рекомендовано: для любой зрительской аудитории
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 107 мин.
Премьера: 7 марта 1975
Возраст: 0+
Озвучка 1 плеера: Оригинальная дорожка
Озвучка 2 плеера: Не требуется
Рейтинг Кино Поиска : 8.042
Рейтинг IMDB : 8.1
Зрители : СССР - 2.2 млн, Россия - 11.2 тыс, Венгрия - 6.3 тыс
Режиссер: Андрей Тарковский
В ролях: Маргарита Терехова, Олег Янковский, Иннокентий Смоктуновский, Филипп Янковский, Игнат Данильцев, Николай Гринько, Алла Демидова, Юрий Назаров, Анатолий Солоницын, Лариса Тарковская
Герой картины мучительно боится потерять любовь и понимание близких людей: матери, любимой женщины, сына. И чувствует, что жизнь с каждым днем все дальше уводит их друг от друга. Пытаясь сохранить семью, он обращается памятью к самым сильным впечатлениям своего детства, стараясь в том, детском, мировосприятии найти опору и оправдание своим сегодняшним переживаниям....
Рецензии: 'Может быть, кино - самое личное искусство, самое интимное...' (с)------
Эти слова, Андрея Тарковского, вынесенные в заголовок рецензии, на мой взгляд, очень лаконично вписываются в концепцию его 'Зеркала'. Фильм безусловно представляет собой образец авторского кинематографа, который, в общем-то, явление точечное для советской эпохи. Проникнутое духом бесконечной глубины (как и физическое свойство зеркала как предмета), cтройности и завершенности деталей ( как внешний вид зеркала), кино автобиографично. Как собранная фигура из лучей отражения памяти режиссера и сценариста, трепещущая, зудящая, она нашла выражение в любимом искусстве. Рецензировать Тарковского, по-моему, очень сложно, ведь нельзя смотреть фильмы глазами автора. Но у притчей Тарковского есть заведомо положительный момент - они дают богатую пищу для размышлений, мыслей, толкований. Данная рецензия отрицательная. И не потому, что фильм мне не понравился. Я впечатлен игрой Маргариты Тереховой - её загадочностью, женственностью, утонченной сексуальностью; стихами Арсения Тарковского - проникновенными и лиричными, cвободными и гармоничными; атмосферой в стиле Тарковского - неспешность повествования, уют создают ощущение некого психологического оргазма, когда, кажется, что есть только ты и фильм. Но, несмотря на эти плюсы, мне кажется, что картина сугубо личная, интимная как и сказано в заголовке. Сложно представленный сюжет, многочисленные аллегории, метафоры, на мой взгляд, лишь запутывают участника процесса (именно так!), то есть зрителя. Мир героя отражается в зеркале в виде различных сложных процессов психологии. Безусловно изображать собственные внутренние переживания разных возрастов очень сложно, в этом и есть талант Тарковского. В то же время, после просмотра возникает недоумение, вопросов картина может оставить много, но вот думаешь - 'а стоит ли их задавать cебе?' Ведь произведение сугубо личное и подумать над вопросами, значит, заранее быть субъективным. «„Зеркало“ - антимещанское кино, и поэтому у него не может не быть множества врагов. „Зеркало“ религиозно. И конечно, непонятно массе, привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть живопись… Никаким массам искусства и не надо, а нужно совсем другое - развлечение, отдыхательное зрелище, на фоне нравоучительного „сюжета“» (с)В данном случае, я попадаю под 'массы'. Хотя эта фраза Тарковского очень спорна для меня. Идея фильма, как и смысловая нагрузка сюжета, как раз хорошо понятны и я проникся в этот потайной мир, но не могу высоко оценить творение из-за не близкой мне самой постановке сюжета. Возможно, каждый увидит что-то для себя в зеркале. Я увидел лишь отражение мира главного героя...Резюме.Несмотря на ряд громких эпитетов и призывов, Тарковскому не удалось убедить меня в особой уникальности 'Зеркала' как высокого искусства. И я не боюсь этих слов. Гораздо страшнее, на мой взгляд, поддаться пусть модному мнению и считать кино вершиной гениальности только потому, что фильм и на самом деле не для широких масс, слишком личный, проникновенный. Тем не менее, 'Зеркало' не лишено оригинальности, привычной гармоничной атмосферы по-Тарковскому, прекрасной операторской работы и привлекательной роли Маргариты Тереховой. В этом его положительные моменты....
Знаете ли вы что.... Изначально по сценарию роли для Анатолия Солоницына в фильме не было, она была придумана специально.(Из воспоминаний М. Тереховой).------
В квартире Алексея, когда он разговаривает с матерью по телефону, можно заметить плакат фильма «Андрей Рублев», режиссером которого также является Андрей Тарковский.