Название: Рудольф Нуреев. Мятежный демон
Год: 2012
Страна: Россия
Жанр: документальный
Рекомендовано: зрителям, достигшим 12 лет
Продолжительность: 98 мин.
Возраст: 12+
Рейтинг Кино Поиска : 5.938
Режиссер: Татьяна Малова
В ролях: Рудольф Нуреев
Этот фильм - о Рудольфе Нурееве, великом танцовщике ХХ века, звезде классического и современного балета. Голодный мальчишка из Уфы, выросший в бедной семье, бесконечно далёкой от мира балета, cвоим взлётом он обязан только самому себе, своему упорству и... таланту, конечно. Талантливы многие - Нуреев один. Человек, проживший необыкновенную жизнь....
Рецензии: В кино про Нуриева не смогли рассказать всей правды------
те, кто живет в Казани привыкли, что в городе проходит Нуриевский балетный фестиваль. Поэтому, когда смотришь на афишу документального кино и видишь там фамилию Нуреев, закладывается подозрение об ошибке. Оказывается, первый вариант распространен больше в России, а второй - за границей. Даже на могиле балетмейстера во Франции в фамилии выгравированы две буквы «е».
Документальное кино про Нуриева (позвольте все же так его называть) решили выпустить в широкий прокат в год 75-летия танцора. На протяжении 138 минут народный артист России, балетмейстер и продюсер Андрис Лиепе рассказывает о жизненных перипетиях «летающего татарина». Чтобы как можно подробнее воссоздать портрет Рудольфа Нуреева, авторы фильма встречались с его современниками, друзьями и коллегами как в России, так и во Франции. Отснятого материала оказалось столько, что теперь авторы проекта хотят снять пятисерийный сериал и художественный фильм про эту выдающуюся личность.
Почему-то в фильме фактически отсутствует голос Нуриева. Есть уникальные кадры его выступлений, а вот фрагментов интервью - нет. Непонятно и то, почему это кино обязательно нужно показывать на большом экране, в кинотеатрах. Тем более, качество озвучки порой оставляет желать лучшего. Слышно даже помехи от работы сотового телефона, которые записались во время одного из дублей... Картина вполне подходит и для телевизионного формата.
Тем не менее, за полтора часа окинуть взглядом удивительную биографию Нуриева все же любопытно.
А она полна драматизма. Начиная с того, что Рудольф был одним из первых в стране, кто на гастролях за границей решил не возвращаться в СССР. Мера эта была вынужденная. Очарованный Парижем, он знакомился со своими коллегами по цеху, поздно возвращался в гостиницу, тем самым злостно нарушал правила поведения советских граждан за границей. Сотрудники КГБ быстро донесли об этом в ЦК КПСС и там решили вернуть танцора в Советский Союз в то время, как вся труппа должна лететь в Лондон. Об этом ему сообщают прямо в аэропорту. Нуриев понимая, что на родной земле на его карьере можно ставить крест, решает остаться в Париже без багажа, и средств к существованию. Сопровождающий его работник КГБ был настолько пьян, что не смог остановить Рудольфа...
Так же с большим драматизмом показан эпизод, когда известному на весь мир Нуриеву в 1987 году наконец-то разрешили въехать в СССР, чтобы навестить умирающую маму. Но для того, чтобы он съездил в Уфу и вернулся в Москву, советские власти дали всего 72 часа. При этом, компетентные органы все сделали для того, чтобы артист так и не встретился со своими друзьями. В такие моменты начинаешь ненавидеть свою страну...
В картине охвачен весь период жизни танцора, вплоть до самой смерти. но в фильме много неточностей. К примеру, там говорится, что 12 декабря 1959 года мать танцора Фарида приезжает в Ленинград и впервые попадает на балет «Жизель» с участием сына. А в этот момент на экране - фрагмент «Лебединого озера». Много неточностей с датами и годами. Понятно, что это мелочи но настоящего ценителя балета это коробит. В картину к примеру можно было бы включить разъяснение, почему Рудольф не получил французского гражданства. И дело не в том, что ему страна не давала политического убежища, просто там очень высокие налоги на прибыль. Поэтому Нуриев обратился за гражданством в соседнюю Австрию. Прямо как в сегодняшние дни. Вон, даже Депардье из-за этого из Франции убежал...
Нет в фильме ни одного упоминания и про сексуальную ориентацию артиста, хотя со своим партнером датским танцовщиком Эриком Бруном он сохранял отношения в течении 25 лет. Согласитесь, не малый отрезок жизни, который просто решили не включать в биографию. Непонятно из картины, отчего же умер Нуриев. Нет ни одного упоминания названия болезни, хотя доподлинно известно, что танцора погубил вирус СПИДа. Биография великих личностей еще при жизни прирастает мифами. Нередко артисты сами эти легенды создают. Но документальные подробности все же искажать и скрывать не стоит.
Иначе зачем вообще в таком случае тратить огромное количество сил, проделывать невероятную работу, собирая живые свидетельства о судьбе «летающего татарина»? Чтобы не выставлять неудобную правду на показ? Тогда и кино в таком случае получается «кастрированным». Ведь сам Андрис Лиепе приезжая в сентябре на фестиваль мусульманского кино заявил журналистам:
- Жизнь Рудольфа была очень сложна. Он всегда оставался одиноким человеком. И все друзья понимали, что он пытается найти людей, которые его любили бы таким, какой он есть....