Название: Таинственный монах
Год: 1967
Страна: СССР
Жанр: боевик
Рекомендовано: зрителям, достигшим 12 лет
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 83 мин.
Премьера: 30 сентября 1968
Возраст: 12+
Озвучка 1 плеера: Оригинальная дорожка
Озвучка 2 плеера: Не требуется
Рейтинг Кино Поиска : 5.708
Рейтинг IMDB : 6.20
Зрители : СССР - 37.6 млн
Режиссер: Аркадий Кальцатый
В ролях: Владимир Дружников, Валентин Зубков, Александр Белявский, Константин Сорокин, Евгений Жариков, Татьяна Конюхова, Станислав Чекан, Александр Лебедев, Кирилл Столяров, Анатолий Голик
Украина, 1920 год. Деникинская армия разбита, Врангель бежит в Крым, а в известном Матренином монастыре скрываются остатки белогвардейцев. Под видом поручика Стронского в монастырь проникает опытный чекист Воронцов. Ему удается выяснить планы врага и вовремя предотвратить новый мятеж....
Рецензии: «Даже места нам нет в ошалевшей от горя России...»------
«Что имеем - не храним, потерявши - плачем» Именно этим крылатым выражением можно охарактеризовать сегодняшнее состояние фильма «Таинственный монах» Аркадия Кальцатого. В этой ленте таинственным является не только и не столько сам «секретный» монах, сколько атмосфера, которая окружала ленту после её выхода на экраны. Афиша завораживала и эмоционально-ярким эпизодом из фильма, и сложной для совсем ещё мальчишки надписью: «Цветной, звуковой, стереоскопический»! Цветной и звуковой - понятно (всё ж не лаптем щи хлебали), а слово «стереоскопический» так и осталось загадкой на многие годы, потому как специализированных кинотеатров для демонстрации подобных фильмов в СССР «было раз-два и обчёлся».
Я о таких тогда и не слышал, но были «знающие люди», которые, побывав в «тридевятом государстве» - Москве или Ленинграде, - рассказывали чистую фантастику о том, «как с экрана в зрительский зал топор залетел»! Такая фраза могла затащить на фильм кого угодно. Даже притом, что большинство зрителей увидело «Таинственного монаха» с помощью собственных глаз, а не посредством поляризованных очков. Восторгу не было предела, ибо сравнивать такое «кинотаинство» можно было лишь с «Неуловимыми мстителями» Эдмонда Кеосаяна, вышедшими годом ранее, да «Новыми приключениями неуловимых», премьера которых почти совпала с премьерой «Таинственного монаха».
А потом фильм как-то «по-тихому» исчез. Правда, посмотреть его успели почти 40 млн. советских зрителей: лидер проката в СССР 1968 года - 10 место. (Для сравнения: «Неуловимые мстители» - 55 млн.) Но в отличие от «Неуловимых...», снятый для системы «Стерео-70», «Монах...», при том, что вышел сразу в 2-х «версиях»: стереоскопический (9 частей, 2773 метра, многоканальный звук), и обычный (9 частей, 2218 метров, звук моно), сегодня недоступен для ценителей советского кино в более-менее приличном состоянии, не смотря на то, что энтузиасты не один год «обивают пороги» «Мосфильма» с просьбой дать второе рождение этому новаторскому в год премьеры фильму. Но, как это часто бывает в нашей стране, - «А воз и ныне там!»
Единственное, что могут себе позволить киноманы при крайне некачественной картинке - это наслаждаться музыкой, которой в фильме много. Но самые запоминающиеся, конечно, две: «А пуд как был - он так и есть, шестнадцать килограмм!» (М. Танич), и «Последняя осень» (Ю. Борисов). «Песня про пуд» за прошедшие годы стала крылатым выражением для обозначения чего-то неизменного - константы. А «Последняя осень», пережив непростые времена, вошла в «Белогвардейский цикл», который в лирико-поэтической форме ностальгирует вовсе не о «золотопогонниках», а НАСТОЯЩИХ ОФИЦЕРАХ, где бы они не служили - у белых, или у красных...
«Напишу через час после схватки. А теперь - не могу, не проси. Эскадроны бегут без оглядки, Унося мертвецов на рыси. Нас уже не хватает в шеренгах по восемь. И героям наскучил солдатский жаргон. И кресты вышивает последняя осень по истертому золоту наших погон...» Юрий Борисов «Последняя осень»....