Название: Четыре ночи мечтателя
Название зарубежное: Quatre nuits d'un r?veur
Год: 1971
Страна: Франция, Италия
Жанр: драма, мелодрама
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 87 мин.
Премьера: 13 мая 1971
Озвучка 1 плеера: Любительский (двухголосый закадровый)
Озвучка 2 плеера: Люб. Двухголосый
Рейтинг Кино Поиска : 7.107
Рейтинг IMDB : 7.40
Режиссер: Робер Брессон
В ролях: Изабель Вайнгартен, Гийом де Форет, Жан-Морис Монноер, Джорджо Маулини, Лидия Бионди, Патрик Жуане, Роберт де Ларош, Жером Массар, Marku Ribas
Молодой художник бесцельно бродит по ночному городу и встречает Марту - печальную красивую девушку. Марта в отчаянии - её возлюбленный после года, проведённого в Йельском университете, видимо, забыл её и не пришёл на назначенную встречу. Художника трогает её горе, он пытается помочь Марте и она проникается к нему доверием....
Рецензии: Обман и Правда------
Гениальный Достоевский, гениальный Брессон. Гениальность художника - видеть каждого, видеть себя, видеть главное и мочь передать. Оставим за входом все около-слова - все контексты и искусствоведческие теории - войдем внутрь осколка времени - внутрь вечно повторяющейся истории - внутрь Обмана и Правды.
***
...Мы существа, которые способны спокойно жить только благодаря обману.
«Банальный инстинкт размножения предстает как возвышенное чувство к ней/ к нему. Страх получить отказ и оказаться лузером в социальном взаимодействии предстает как проявление несоизмеримости твоего духовного мира с общественной пошлостью. Неспособность к регулярному волевому усилию в производительном труде предстает как творческий кризис ищущего художника. Ожидание более высокорангового самца с лучшими перспективами предстает как верность...»
Это и есть обман. Заявляемые с умным видом конструкции - «предстает как»/ «на самом деле это»... - вот он обман. Главный успокаивающий обман современности. Что Любви нет, а есть только размножение, что Достоинства нет, а есть только социальные игры, что Красоты нет, а есть только конвенциональные тренды. Этот обман нас успокаивает. Потому что все это есть - и Любовь, и Долг, и Красота. И если бы мы ежесекундно это Знали - то спокойной жизни нашей пришел бы конец.
Ведь как же это можно жить так как мы живем - как можно тратить свою жизнь на всю ту мелочность, суетность, злобность и пошлость, что вокруг, и которые сами же мы и плодим день ото дня - и не взвыть от этого. Не взвыть от постоянно предаваемой Любви и Красоты... Вот тут-то нам и помогают эти гаденькие «объяснения»: что все это Высокое - лишь «высокое», лишь «симулякры»; что «на самом деле» человек это рядовая букашка с усложненным мозгом. Так ведь удобнее - да? Несколько унизительно и неприятно, но удобно? Удобно скользить вниз, особенно если еще заранее объявить, что никакого «верха» и «низа» нет.
Мы живем в мире Правды, Красоты и Любви. Только ими и живем, даже если делаем вид, что нет; даже если наша оборона из самообмана от самих себя прорывается лишь только на короткие мгновения. Мир и мы имеем опору в Вечности, даже если машинка нашего куцего интеллекта пытается впихнуть все в удобные для него «теории»...
***
...Девушка, идущая перед тобой, покачивая бедрами, притягивает тебя - выводит тебя из закутка аутичных мыслей и награждает чувством ожидания восторга. Ты отпустишь её идти дальше, но радость от того, что в мире есть Радость пребудет с тобой. Радость, и Близость, и Ожидание, и Возможность, и Вечность... Не она и её бедра как двигающиеся физические/биологические нечто - но твой мгновенный выход из обыденного хода вещей и осознание в мечте этого выхода - из незнающей себя цепочки прошлое1-настоящие-прошлое2-настоящее... во Время и в возможность Вечности, в звенящее Настоящие и манящее Будущее, которое уже и сразу есть ход в Бесконечность...
...Одинокий молодой человек, впервые шагнувший за пределы социального паровозика детство-школа-университет, где у него был минимум своего в определении траектории жизни, - подвешен в безделье не как «лишний человек», не как пока еще не задействованная единица из «прослойки», сформованная для обслуживания властьимущего класса, - а как Свободный. Ему явлена возможность быть отдельным. Стоять самому и слушать свой голос...
...Не половозрелый индивид ублажает себя записью своего голоса в отсутствии «контента для взрослых» - Человек сливается со Словом, которое есть присутствие Другого во всегда доступной полноте и, одновременно, он переживает чудо быть каждое мгновение не тождественным себе - быть свободным от всего, в т. ч. от себя самого - быть с собой как с другим...
...Не болезненно нарастила половозрелая девица значимость своего «принца» за год ожидания, постоянным воображением его; не рассказанная тысячи раз самой себе сказка о том другом, что приедет и сразу будет всё хорошо, не дает ей принять настоящего, того, кто рядом, того, кто и зрячее, и лучше - а порыв Человека сохранить Чистоту первой Встречи и Спасения, сохранить Надежду на Дружбу, Невозможную и потому так безмерно ценную, заставляет Её бежать от Него. Ведь без этого отталкивания как бы они могли бы не скатиться в быт и беспамятство совместного существования с его вечным забыванием Почему они вместе...
...Не гормональный морок заставил его хватать её за коленки и грудь, финализируя предыдущие цветастые словеса-приманки, - а вечный порыв стать из двух Одним - слиться в предельно доступной тесноте, прорваться сквозь одежду и кожу, сквозь социальное и телесное, до конца, до невозможности, до Мгновения Вечности, в которой конечное существо узнает и Себя, и Другого, и свою Конечность и свою Вечность...
***
Странные слова. Кто поймет их? Кто рискнет оценить всю не пошлость больших букв... всю Правду ежемгновенной Вечности в нас...
Лишь безъязыкость осталась нам в эпоху бесконечного потока «объяснений» и «теорий» обо всем на свете. Спасаемся мы лишь короткой тишиной пеленающей темноты зрительного зала, уединенным обещанием единства душ, смотрящих в одну сторону......
Знаете ли вы что.... Основано на повести Фёдора Достоевского «Белые ночи».