Название: Апостол
Название зарубежное: Apostle
Год: 2018
Страна: Великобритания, США
Жанр: ужасы, фэнтези, триллер, драма, детектив
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 130 мин.
Премьера: 21 сентября 2018
Озвучка 1 плеера: Любительский (двухголосый закадровый) (LakeFilms)
Рейтинг Кино Поиска : 6.171
Рейтинг IMDB : 6.30
Режиссер: Гарет Эванс
В ролях: Дэн Стивенс, Люси Бойнтон, Майкл Шин, Кристин Фросет, Билл Милнер, Марк Льюис Джонс, Элен Риз, Ричард Элфин, Пол Хиггинс, Кэтрин Аарон
1905 год. Дженнифер Ричардсон похищена с целью получения выкупа поселившейся на отдаленном острове религиозной общиной. Последнее время у сектантов плохи дела с урожаем, и их лидер знает, что у Дженнифер имеется богатый отец. Но у девушки также есть и брат Томас, которого все считали погибшим, и который ни перед чем не остановится ради спасения сестры....
Рецензии: Все хорошо, все в деревне хорошо! В деревне все нормально!------
Волею судеб валлийского режиссера Гарета Эванса в свое время занесло в Джакарту, где тот сделал потрясающую карьеру: боевики «Рейд» и его сиквел стали настоящими хитами. Но мрачную, туманную британскую натуру, оказывается, не забудешь под приятным индонезийским солнцем: Эванс отметился как приглашенный режиссер в хоррор-альманахе «З/Л/О 2» в сегменте про зловещий культ. Видимо, что эта тема Эвансу понравилась и он смог её развить до концептов готического ужаса. Свой фирменный бренд в виде разборок «на кулачках» постановщик променял на игры разума и черные мессы, представляя интересный и самобытный проект, что-то вроде обновленной версии «Плетеного человека». Настроение ленты, может быть, и отсылает к этой классике или в целом к какой-нибудь викторианской эпохе, но дух её остается в страдающем средневековье: с вычурными костюмами, жуткими ритуалами и литрами крови.
Итак, действие происходит в начале 20-го века на вымышленном острове Эрисден у берегов Уэльса. На этой скудной земле проживает секта во главе с лжепророком отцом Малькольмом. Его паства - попрошайки, отщепенцы, бывшие заключенные. Они настолько преданы своему духовному лидеру, что готовы резать вены по его приказу, сцеживая кровь в банки. Очевидно, ритуал имеет какое-то значение и, вероятно, это тот случай, когда вера во что-то, пусть и во что-то нехорошее, оправдана. Главный герой же по имени Томас не верит ни в языческие бредни, ни в Бога вообще: он стал жестким атеистом после травмирующего опыта. Как и многие герои прошлого века, этот городской житель, неподготовленный к встрече с изнанкой мира (речь идёт как о сверхъестественном, так и о непривычном для Томаса сельском колорите), отправляется на остров, чтобы спасти сестру, удерживаемой сектой ради выкупа.
«Апостол» выполнен с невероятной тщательностью, если речь заходит о воссоздании декораций и костюмов. Конечно, не стоит ожидать полноценного погружения в мир, однако атмосфера в кинокартине прекрасна. Тёмная, жестокая и беспощадная история рассказывается неторопливо, но отнюдь не затянуто: в определенной степени это выстраивает доверие к героям по обе стороны баррикад. Ритуалы Эрисдена исследуются с точки зрения скептика Томаса и, в качестве жанрового фильма, заходит даже на ту территорию, на которую редко заходят фильмы о культах: напоминание о том, что, вообще-то, любая ортодоксия начинается с того, что под сомнение ставятся определенные положения «конкурирующих» конфессий. Иными словами, если вдуматься, насколько сильно отличается практика ритуального кровопускания от христианских традиций? Выводы ложатся на зрителя, формируя тревожный подтекст и, самой собой, делая фильм более концептуальным, чем может показаться по его откровенно хоррорно-развлекательной направленности.
Во многом «Апостол» заходит и в зону не очень-то и нужных повествовательных путей. Иными словами, в сценарий добавили, как несколько не самых важных персонажей (молодого прихожанина, его возлюбленную и т. п.), так и весьма непредсказуемые сюжетные пути. Непредсказуемые нарративные подходы, ну, скорее более приближенные к реальности, если так можно выразиться об этой истории. Исследование Томасом острова состоит из пары ночных вылазок; герой - не суперсильный, разве что находчивый, и адекватно оценивает свои возможности на негостеприимном острове. Эванс чувствует проблемы созданного мира, строя напряжение именно на этих бытовых моментах, сперва показывая проблему, и только спустя пару минут - решение. Другой режиссер, полагаю, заставил бы Томаса реагировать сразу же, сделав из него либо хитрого лиса, втершегося в доверие к внутреннему кругу отца Малькольма, либо весёлого боевика, ловко палящего из капсюльных пистолетов с двух рук. Здесь же - бледный и зависимый от опиума циник со всеми слабостями и пороками. Разве что романтическая линия вышла невероятно блеклой и ненужной этому проекту, если рассматривать его в целом.
Проект наполнен неописуемыми актами пыток и насилия: подобное, возможно, встречалось в том же «Рейде», но в более «боевой» форме. Столь экстремальное киносодержание, вероятно, должно к чему-то вести. Достаточно скоро зритель окажется на одном уровне с Томасом: его состояние постоянного напряжения от окружающего насилия будет передаваться и зрителю. Однако, как мне показалось, это не является ни в коем разе ни катарсисом, ни достойной кульминацией.
После столь долгого пребывания Томаса на острове, «Апостол» начинает показывать нам, как общество падает перед лицом неопределенности. Системы убеждений рушатся и, безусловно, «Апостол» обладает даже каким-то резонансом с современностью. Многие критически настроенные зрители могут расценить «Апостол» бессвязным или даже выключить спустя полчаса просмотра, и, тем не менее, как мне кажется, всегда приятно увидеть что-то освежающее в эпоху, когда каждый второй фильм ужасов паразитирует на литературных источниках или кинопроизведениях прошлого. ...