Название: Айка
Год: 2018
Страна: Россия, Германия, Польша, Китай, Казахстан
Жанр: драма
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 100 мин.
Премьера: 18 мая 2018
Возраст: 16+
Озвучка 1 плеера: Оригинальная дорожка
Рейтинг Кино Поиска : 6.985
Рейтинг IMDB : 7.00
Режиссер: Сергей Дворцевой
В ролях: Самал Еслямова, Джипаргуль Абдилова, Давид Алавердян, Нуржамал Мамадалиева, Нуржан Кунназарова, Сергей Мазур, Азамат Сатимбаев, Асхат Кучинчереков, Лариса Фирсова, Полина Северная
Молодая девушка, приехавшая в холодную Москву на заработки, вынуждена оставить своего новорожденного ребенка в роддоме. Однако вскоре ей предстоит понять, способна ли она смириться с разлукой......
Рецензии: Глоток кислорода в углекислой среде современного кино------
Русский режиссер из Казахстана, снимающий полный метр где-то раз в десять лет, выстрелил настолько мощно, что безоговорочно покорил даже Каннское жюри. Начав смотреть «Айку» сразу после «Тряпичного союза», который бросил на десятой минуте - столь подростково беспомощным он мне показался - залпом освоил неординарную картину Дворцевого. На вручении премии «Белый слон» «Айку» обогнала «Дылда» - произведение высокохудожественное, но все же вторичное в эстетическом плане и эмоционально летаргическое, в то время как лента Дворцевого обжигает своим новаторством и непосредственностью в подаче конфликтов. Конечно, и «Айка» имеет кинематографические корни - это ленты братьев Дарденн, по крайней мере две из которых («Розетту» визуально, а «Дитя» сюжетно) она открыто цитирует.
Однако, при всем стилевом заимствовании «Айка» - кино более новаторское, чем та же «Дылда», ибо идет неторенными тропами в изображении мегаполиса, показывая всю подноготную новой, постлужковской Москвы столь бескомпромиссно, что удивится даже бывалый зритель. Снимая на улицах и в трущобах, увлекая зрителя в нефасадную часть столицы, Дворцевой и его оператор Иоланта Дылевска создают эффект несрежессированности эпизодов, подлинности интерьеров и быта гастарбайтеров, при том, что все в этой ленте просчитано до миллиметра, как в «Сыне Саула», с которым у «Айки» много общего не только в плане съемок долгих, сложнопостановочных планов, мимикрирующих под документальную органику, но и в концептуальном отношении.
Родство лент Дворцевого и Немеша - в том, что условия выживания иммигрантов в столице очень напоминают концлагерь, круги ада, по которым проходит молодая киргизка, еще не оправившаяся после родов, механизмы ее эксплуатации мегаполисом, ее животная борьба за место под солнцем, которая рядится еще и в мечты о собственном бизнесе, - не просто изнанка «американской мечты по-русски», но, по сути дела, те же мытарства венгерских евреев в «Сыне Саула». Низведенные до состояния рабов в эру Интернета и биотехнологий, трудовые мигранты живут во всех странах примерно одинаково, но это не повод закрывать глаза на скотский труд и овеществление их тел в современной Москве.
Дворцевой к своей чести художника и человека предельно правдив в изображении отношений внутри этнической группы: он не идеализирует мигрантов как клан, стоящий горой за каждого из своих членов, и противопоставляя его ужасным москвичам. В «Айке» иммигранты разобщены, берут дань друг с друга, отказываются помогать в трудной ситуации (Айку выручила за весь фильм лишь одна уборщица в ветклинике), подсиживают на работе, стремясь занять более выгодное место - одним словом, действуют как любой этнос, разделенный классовой борьбой. В фильме Дворцевого Москва показана как уродливый спрут, высасывающий из людей все человеческое, как гигантский конвейер эксплуатации - столь жесткого фильма о столице в нашем кино давно не было, ведь оно все больше предпочитает сказочные истории о ней «а-ля Меликян» (вспомним, «Русалку» и трейлер грядущей «Феи»).
Страшная в остроте показанных ей конфликтов лента Дворцевого демонстрирует прямую зависимость карьерного успеха от потери человеческих качеств: разрывая родственные связи и пытаясь развить в себя волчьи, боевые качества, Айка все больше заболевает - само ее тело бунтует против людоедских законов, которым героиня пытается следовать. Дворцевой в отличие от своего теплого «Тюльпана», раскрывающего простоту людских связей вдали от цивилизации, в «Айке» создает портрет того, как жить нельзя, как действуют принципы социал-дарвинизма в большом городе и как они превращают человека в монстра.
Самал Еслямова, сыгравшая главную женскую роль, совершила настоящий подвиг перевоплощения и духовно-телесного существования в кадре: камера буквально преследует ее, создавая маниакально детальные крупные планы, но ее героиня не разу не «разгерметезировалась», актриса вряд ли испытывала те же проблемы, что и ее героиня, но этого в фильме не видно, - образ совершенно органичен и аутентичен (как и остальные, даже эпизодические). Вообще «Айка» - пример подлинного кино, в котором расчет и вымысел тщательно сбалансированы в соотношении с реальностью, здесь нет фейковости, картине веришь во всех деталях: от съемок на улицах и в трущобах до эмоциональных переживаний героев.
Кроме того, помимо всего прочего, усваивая главные нравственные принципы кинематографа братьев Дарденн и перенося их на российскую почву, лента Дворцевого обладает колоссальным потенциалом сопереживания и сострадания к людям (не только обездоленным, но вообще всем). Здесь, как и в картине «Дитя», нет правых и виноватых, хороших и плохих, ибо все попадают в ловушку морального выбора, часто совершая во имя своих эфемерных целей чудовищные поступки. Можно сказать, что сочувствие Айке - проверка зрителя на толстокожесть и фарисейство: если осудит, значит не знает всей правды о самом себе, значит бежит от острых вопросов и экзистенциальных проблем.
«Айка» Сергея Дворцевого - крупная художественная победа в нашем кино, победа гуманности над цинизмом и мизантропией, превратившими не только российское, но и мировое кино, в углекислую среду, в которой невозможно дышать. «Айка» - это глоток кислорода, которого нам так сегодня не хватает....
Знаете ли вы что.... Сюжет фильма разворачивается на протяжении недели, но съёмки заняли 7 лет.