Название: Ван Гог. На пороге вечности
Название зарубежное: At Eternity's Gate
Год: 2018
Страна: Ирландия, Швейцария, Великобритания, Франция, США
Жанр: драма, биография
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 111 мин.
Премьера: 3 сентября 2018
Возраст: 16+
Озвучка 1 плеера: Любительский (многоголосый закадровый) (@MUZOBOZ@)
Рейтинг Кино Поиска : 7.087
Рейтинг IMDB : 6.90
Режиссер: Джулиан Шнабель
В ролях: Уиллем Дефо, Руперт Френд, Оскар Айзек, Мадс Миккельсен, Матьё Амальрик, Эмманюэль Сенье, Нильс Ареструп, Анн Косиньи, Амира Касар, Венсан Перес
Роли дублировали: Владимир Зайцев, Владимир Паляница, Даниил Эльдаров, Илья Исаев, Иван Калинин
Винсент Ван Гог одержим живописью и мечтает изменить мир. Он жил в Париже и водил дружбу с Полем Гогеном, который посоветовал ему искать яркий и тёплый свет на юге Франции. Переехав в небольшой город Арль и при финансовой поддержке брата там обосновавшись, Винсент заводит дружбу с местной трактирщицей и получает мощное вдохновение от местной природы. Именно тут и начинает формироваться его неповторимый художественный стиль, который, однако, пока не находит признания ни у знатоков, ни у публики....
Рецензии: «Для существования должна быть причина.»------
Джулиан Шнабель с самого начала себя зарекомендовал как человек творческий, находящийся в постоянном поиске собственной реализации и оценки публики. До того как он стал уделять наибольшее время кинематографу, он был довольно популярным художником, славящимся своим стилем неоэкспрессионистизма. Также он показал себя и скульптором, а его детища выставлялись во многих авторитетных музеях и на выставках. К кинематографу Джулиан Шнабель вплотную подошёл в 1996-ом году, когда по собственному сценарию поставил картину «Баския», повествующую об американском художнике Жан-Мишеле Баския и, собственно, друге самого Шнабеля. Картина была неплохо встречена, в особенности в критической среде, за что и была в числе номинантов на приз Венецианского кинефестиваля. В 2000-ом вышла ещё одна независимая работа Шнабеля «Пока не наступит ночь» с Хавьером Бардемом в главной роли. И вновь главный герой был выходцем из творческой среды. А в 2007-ом году к Шнабелю пришёл самый громкий успех (если не сказать оглушительный) - его картина «Скафандр и бабочка» с Матьё Амальриком и Эмманюель Сенье в главных ролях была восторженно принята как публикой, так и у критиков. Ворох престижных наград и номинаций были вполне заслуженными.
Шнабель в свойственной ему манере взял небольшой перерыв на три года после успешных «Скафандра и бабочки», а затем снял драму с оглядкой на социально-политическую обстановку в Ираке «Мирал». И внезапно картина прошла практически незамеченной. Да и скупые отзывы в основном кренились в сторону отрицательных оценок работе Шнабеля. При этом художник и скульптор не брал в «Мирал» за основу сюжета биографию какой-либо известной личности. Видимо, посчитав это ошибкой, в 2018-ом, то есть спустя целых восемь лет после «Мирал», Шнабель вернулся к излюбленному жанру - драматическому байопику. И для экранизации он взял персонаж известный каждому человеку на планете. Им стал Винсент ван Гог. Тот самый о котором ходит множество мифов и домыслов. Типа того, что он продал при жизни лишь одну картину, а великим художником, работы которого продаются и поныне по бешеным деньгам, стал уже после смерти; или что ван Гог в приступе безумия, напившись абсцента, вызвавшего галлюцинации. В общем, известен ван Гог не только своим творчеством, но легендарной аурой, создавшейся уже после кончины великого постимпрессиониста.
Джулиан Шнабель в содружестве с известным сценаристом Жан-Клодом Каррьером решил не экзальтировать публику и так уже на половину выдуманной биографией Винсента ван Гога. Вместе этого он предложил глубокую драму, обрамлённую сложным психологическим состоянием великого художника, величие к которому придёт уже после того, как он опробует смертный одр. И избрал стилистику и атмосферу холодного, словно на постоянном сквозняке, состояния главного героя, который находил утешение лишь в общении с женским полом: он быстро влюблялся, но также быстро разочаровывался в избранницах, при этом будучи весьма скромным и неловким в романтических связях, что, несомненно, ломало и так уж истерзанную психику художника. Его любовь к алкоголю также не прошла мимо сюжетного действия, но при этом это вовсе не уклон, а лишь констатация горького факта из биографии великого таланта. Часть картины уделена и отношениям Винсента с младшим братом Тео ван Гогом. И если пристально всматриваться в структуру картины, то вполне можно увидеть знакомые очертания из известной трилогии «Три цвета», созданной ещё одним гением (не по праву забытым) Кшиштофом Кьесловским.
Но, признаться, вся эта холодная, вызывающая озноб и депрессию атмосфера лично мне пришлась не по вкусу. Конечно, понятен тот факт, что тем самым Джулиан Шнабель хотел передать внутреннее состояние главного героя, дабы зритель имел возможность буквально ощутить его муки и терзания. Однако, такой подход больше вызывает судороги, нежели желание глубоко и тщательно анализировать картину. К тому же задействованные длительные сцены, лишённые каких-либо диалогов, будто бы принуждают отвлечься и отбросить апатичные мысли, навеянные атмосферой фильма. С другой стороны, все слова, что есть в ленте, напротив, вызывают интерес. В особенности запоминаются диалоги Винсента с братом. И, конечно, жуть берёт, когда Винсент ван Гог оказывается на грани сумасшествия (есть такое поверье, что гениальность и безумие разделены очень тонкой гранью). И тут надо отдать должное высокому профессионализму Уиллему Дэфо, воплотившему столь сложный персонаж. Актёр в который раз продемонстрировал свою разносторонность и дар настоящего драматического актёра. Не зря же Дэфо был в числе номинантов на «Оскар» за свою искусную работу.
Но всё же при том, что у ленты Джулиана Шнабеля имеются ярко выраженные положительные стороны (в особенности игра Уиллема Дэфо), всё же та дремучая атмосфера, нордическая стилистика, порой слишком затянутые сцены не вызывали положительных эмоций и не было особого интереса. И остался нераскрытым вопрос, что же так старался нам передать Шнабель? Помешательство творческого человека? В принципе, об этом можно было и так догадаться. Поэтому особой глубины и выразительности эта работа всё же не имеет. И в этом «Ван Гог. На пороге вечности» имеет общие черты с другой биографической драмой «Дикарь» о жизни другого великого художника - Поле Гогене.
P.S.: Интересно, что полное имя Винсента ван Гога - Винсента Виллем ван Гог (Vincent Willem van Gogh), а образ его воплотил Уиллем Дэфо (Willem Dafoe). Так что их можно назвать немного тёзками. Символично!...
Знаете ли вы что.... На момент выхода картины Уиллему Дефо было 62 года - на четверть века больше, чем Ван Гогу, который скончался в возрасте 37 лет.