Название: Страх вратаря перед пенальти
Название зарубежное: Die Angst des Tormanns beim Elfmeter
Год: 1971
Страна: Германия (ФРГ), Австрия
Жанр: драма, спорт
Продолжительность: 101 мин.
Премьера: 19 февраля 1972
Рейтинг Кино Поиска : 6.768
Рейтинг IMDB : 6.70
Режиссер: Вим Вендерс
В ролях: Артур Браусс, Кай Фишер, Эрика Плухар, Липгарт Шварц, Мари Бардишевски, Michael Toost, Берт Фортелль, Эдда Кёхль, Марио Кранц, Эрнст Майстер
Вратарь Джозеф Блох дисквалифицирован из-за ссоры с судьей. Бесцельно слоняясь по Вене, он знакомится с кассиршей кинотеатра, остается у нее на ночь, а утром душит ее. После этого Джозеф бежит в маленький городок, где его бывшая подружка содержит большую гостиницу. И там, затаившись, через полицейские сводки, публикуемые в газетах, он следит за происходящим, понимая, что его преследователи все ближе и ближе....
Рецензии: Часовой у ворот чистилища------
Исторический антагонизм Германии и Англии продолжается уже веками. Немцы например считают, что у «бритов» нет как таковой музыки. Ну им со своими великими Бахом и Вагнером может и можно так заявлять, но при оставшихся ещё в живых членах «Битлз» и «Пинк Флойд», это всё же выглядит не совсем корректно. Но и англичане не отстают, утверждая, что у их континентальных соперников-соседей нет кино, тут тоже вроде бы понятны такие нападки, при наличии Хичкока и Лина.
Только если учесть двенадцать лет «пропаганды Геббельса», а это к слову сказать почти полторы тысячи лент, которые навечно останутся пылиться в архивах, обесцененные и обесчещенные идеологической составляющей нацизма, то заявление Британской стороны звучит тоже не совсем корректно, и это не считая лучших кадров бежавших от «коричневого спрута» работать в Голливуд. Тем самым, эти два фактора, обескровили приток новых кинематографистов в первое послевоенное десятилетие, время подъёма страны из руин. И только к середине 60-х, с появлением подросшей к этому времени когорты самобытных молодых постановщиков и актёров, новое кино Германии заявило о себе миру.
Да немецкий кинематограф- странен, холоден и лишён намеренных христианских мотивировок, но он рождает удивительных авторов- взять хотя бы, теперь уже классика- Вима Вендерса. Его фильмы, так похожие друг на друга общей атмосферой и стилистической формой, намекают на то, что режиссёр снимает один и тот же фильм, каждой попыткой пытаясь в очередной раз добиться художественного абсолюта.
«Страх вратаря перед пенальти»- первый цветной и второй полнометражный после дипломного «Лета в городе» фильм немца, уже тогда, проявивший все фирменные приёмы и темы режиссёра, которые пышно прорастут в его последующем творчестве. Застывшее время, словно бы зависающее в пространстве бесконечного бега героя от самого себя, гнетущая атмосфера одиночества сквозящая в неторопливом действии и бесцельной попытке вечного Одиссея куда бы то ни было прийти. А сельский пейзаж Западной Германии контрпунктируют бесконечные: автобусы, попутки, мотели, кафе с игральными автоматами, обволакивающий диссонанс саундтрека Юргена Книпера чередующий «замшелые» хиты Дела Шеннона и «Венчерз». Это и есть стопроцентный Вендерс, его нельзя просто увидеть, его надо себе нарисовать, взяв все данные режиссёром «краски воздуха его лент».
Стремящийся к бессюжетности роуд-муви(постоянный жанр немца) увлекает зрителя в опустошённую душу героя, а самого героя в пустоту. Его, падающего туда «сверхчеловека», словно бы подталкивает сам Ницше, не давая и минутной расслабленности Раскольникова. Он продолжает своё пике, глуша отчуждение светлым пивом и мороча голову некрасивым немкам. Конец его незрим, но очевиден.
Маниакальные черты, как внешности героя(похожего к слову сказать и на Путина и на Дэниэля Крэйга одновременно), так и инфернальность его характера- просто пугают, понятно что футбольный вратарь должен быть хладнокровен, но он ещё должен быть и уверен в себе. Герой же мечется в нервном движении параноидальных привычек- хватаясь то за каждую лежащую «почём зря» газету, то звеня монетами в кармане, а ещё- всё время начиная счёт почему-то уже с двух.
Все вратари конечно странные люди, видимо обособленность амплуа и отстранённость большую часть игры(просто присутствовать на поле не играя), накладывает на психику некий отпечаток. В связи с чем, не могу не вспомнить недавний случай самоубийства голкипера футбольной сборной Германии(!)- Роберта Энке... Тут как говорится- без комментариев....