Название: Материк
Название зарубежное: Terraferma
Год: 2011
Страна: Италия, Франция
Жанр: драма
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Продолжительность: 88 мин.
Премьера: 4 сентября 2011
Возраст: 16+
Рейтинг Кино Поиска : 6.403
Рейтинг IMDB : 6.80
Зрители : Италия - 313 тыс., Франция - 92.7 тыс., Испания - 10.8 тыс.
Режиссер: Эмануэле Криалезе
В ролях: Филиппо Пучилло, Донателла Финокьяро, Беппе Фиорелло, Миммо Кутиккьо, Мартина Кодеказа, Тициана Лодато, Клаудио Сантамария, Филиппо Скарафия, Титти, Пьерпаоло Споллон
Жители живописного сицилийского острова Лампедуза испокон веков зарабатывали себе на жизнь рыболовным промыслом. Но времена изменились. Выросшие дети понимают, что море не будет кормить их вечно. В центре конфликта оказывается юный сын погибшего рыбака: родной дядя пытается вовлечь племянника в туристический бизнес, в то время как дед требует хранить верность рыбацким традициям. Отношения внутри семьи накаляются до предела, когда на остров прибывает целая партия нелегальных беженцев из Африки.
По закону рыбаки обязаны сообщить о происшествии властям, после чего эмигранты будут экстрадированы обратно в Африку. Привыкшие оказывать помощь всем попавшим в беду, сицилийские рыбаки не могут допустить, чтобы по их вине пострадали женщины и дети. Члены семьи оказываются перед непростым выбором....
Рецензии: Материк (Terraferma)------
«Материк» снят в быстром темпе. Даже, пожалуй, слишком. Фильм не дает времени для спокойного отстраненного наблюдения, в нем не оставлено пространства для рефлексии, что скорее разбивает просмотр на осколки ощущений, делает восприятие исключительно эмоциональным. Неожиданный плюс - подборка кадров в анонсе фильма дают вполне адекватное представление об этом ярком, красочном, по южному телесному кино.
Однако, постепенно эта особенность формы начинает позитивно резонировать с содержанием. Быстро набрав ход, сюжет также не дает перевести дух и героям, заставляя постоянно принимать сложные решения, подталкивая даже их собственными предыдущими действиями.
Но о чем же все-таки содержании ленты, если оценивать его рационально?
В 2000-е годы остров Лампедуза превратился в своего рода перевалочный пункт для нелегальных иммигрантов из Африки, которые регулярно прибывают в переполненных лодках и шлюпках в надежде переселиться в Италию и начать там новую жизнь. Уже не Африка, но еще и не Италия толком - маленький остров на пути к Материку.
Времена меняются и почва под ногами семьи главных героев, проживающих в рыболовецком поселке Лампедузы, становится неустойчивой. Уже не получается зарабатывать ловлей рыбы - оказывается выгоднее даже продать катер. Приходится начинать сдавать на лето дом туристам и подрабатывать в индустрии отдыха.
Перекраивающее все под свои требования новое время заставляет менять привычный образ жизни. Переселяясь из дома в гараж, герои отказываются от привычных маленьких радостей жизни. Находя работу на пляже, им приходится овладевать новыми профессиональными навыками. Причем перестраивать приходится и внутренний мир: развивая в себе коммуникабельность, самодисциплину и другие качества личности, необходимые для работников сервиса.
Ключевая черта повествования - сведение режиссером всей истории исключительно в плоскость индивидуального мировосприятия. Обилие событий позволяет зрителю успевать следить лишь за действиями героев. «Перескакивая» между героями, вставая на точку зрения то одного, то другого лента ярко иллюстрирует всю противоречивость самоутверждающегося нового экономического порядка.
Так новый комиссар полиции готов закрывать глаза на нарушения закона, когда рыбаки на своих лодках без гос. лицензий катают туристов, пытаясь найти дополнительные источники дохода в новой экономической реальности. Однако, он строго наказывают тех, кто протягивает руку помощи мигрантам, которых теперь принято считать внешней угрозой всеобщего благосостояния.
Неизбежно возникающие конфликты не получается осмыслить в классических классовых или иных схемах - противостояния проходят по непривычным линиям. От того и не случайно затруднение совета мужчин поселка, когда они пытаются совместно выработать решение, как сопротивляться молодому комиссару. Да и о чем говорить, если активнейшим проводником нового образа жизни на острове является старший сын семьи, имеющий свой небольшой туристический бизнес, активно призывающего всю семью лодку продать и вместе с ней махнуть рукой на все связанное с ней прошлое.
Запутанность изменяющейся действительности не позволяет героям быть последовательным в постоянно возникающих дилеммах. Следовать собственным моральным принципам, но неразрывно связанных с «неэффективной» традиционной хозяйственной деятельностью, или следовать не терпящему субъективности закону, но агрессивно себя навязывающему?
Кто, вообще, ближе героям? Мигранты, буквально пачками вываливающиеся на остров, чья жизнь еще более неустойчива и незащищена, и которые кроме гражданства отличаются еще разве что только цветом кожи, дающем почву для бытовой ксенофобии? Или соотечественники с «большой земли» со своими высокомерными предубеждениями относительно сельской жизни и ее жителями, сваливающиеся на головы столь же нежданно?
Из-за многообразия сложных ситуаций и своих неоднозначных действий, герои даже немного срываются на бег. Но для зрителя это становится эмоционально насыщенным калейдоскопом. А после просмотра, может быть, даже и поводом для глубокого размышления о том, что проблема миграции как раз на индивидуальном уровне и не имеет решения, требует осмысления устройства всего общества. ...