Название: Рассказ
Название зарубежное: The Tale
Год: 2018
Страна: США, Германия
Жанр: триллер, драма, детектив
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Продолжительность: 114 мин.
Премьера: 20 января 2018
Возраст: 16+
Рейтинг Кино Поиска : 6.641
Рейтинг IMDB : 7.30
Режиссер: Дженнифер Фокс
В ролях: Лора Дерн, Изабель Нелисс, Джейсон Риттер, Элизабет Дебики, Эллен Бёрстин, Коммон, Фрэнсис Конрой, Джон Хёрд, Лаура Аллен, Мэттью Раух
Пожилая мать успешной документалистки Дженнифер находит её ранний рассказ - исповедь 13-летней девочки о связи с двумя взрослыми тренерами. Несмотря на своё спокойное отношение к произошедшему, из-за переживаний матери Дженнифер решает встретиться с участниками событий и выяснить подробности....
Рецензии: Понятия «смелость» и «храбрость» в наши дни в кино стали весьма примитивными. Ах, как храбро для этого комедийного актера взять на себя драматическую роль! Ох, не могу поверить, что эта актриса осмелилась на обнаженную сцену! Какой смелый поступок для сценаристов - убить всеми любимого персонажа! В случае Дженнифер Фокс и её фильма «Рассказ» слова о мужестве принимают совсем иное значение. По сути кинолента представляет собой кинематографическую исповедь, выставленную на белый свет, рассмотренную со всех сторон лупой и заново убранную в тень. Немногие фильмы рассматривали центральную тему «Рассказа» столь мощным образом. А если принять во внимание другой, побочный элемент повествования, то и здесь припрятано множество приятных неожиданностей - каждый хочет, чтобы его воспоминания имели смысл. Память, увы, работает не так, как флэшбеки, прописанные сценаристами, а беспорядочно ведет нас к настоящему дню.
Как следует из промо-материалов, сценарий был скомпилирован режиссером Дженнифер Фокс из её собственного опыта. Лора Дерн и играет Дженнифер, переоценивающую «отношения», которые женщина имела со взрослым мужчиной в 13-летнем возрасте. Она всегда говорила себе, что это была любовь, и признавала, что хотя её партнеру было около 40, это было в порядке вещей. У всех есть подобный рассказ. Мать же Дженни, обнаружившая бумаги, в которых описывается история девочки, настаивает на версии изнасилования, так что Дженнифер отправляется в глубины своих воспоминаний.
Память Дженни, может быть, и подводит её своей туманностью, но сценарий на самом деле очень целеустремленный и прямолинейный. Довершают хорошо структурированную историю и различные изюминки, отличающие «Рассказ» и не превращающие киноленту в нытье. Не раскрывая слишком много деталей, можно отметить игру с восприятием реальности: присмотритесь что происходит с девочкой, когда она узнает, что ей в то лето было 13, а вовсе не 15 лет, как Дженнифер изначально полагала. Также действующие лица часто вступают в контакт со взрослой Дженнифер, работающей режиссером-документалистом, и как на интервью стараются ответить на извечные вопросы «почему» и «как». А сама сцена полового акта, показанная с разных точек зрения несколько раз, может быть, как, внезапно, романтичной, так и удушающе омерзительной.
Главное достижение «Рассказа» всё же заключается в этой противоречивости и изображения чуть ли не реальной истории сексуального надругательства над несовершеннолетней. Последнее здесь - не просто жареная тема, но и непоколебимый материал, который ни разу не ощущается эксплуатационным. Зачастую подобные истории не в состоянии избежать синдрома «Лолиты», т. е. своего рода культурного клише. В «Рассказе» всё же показано весьма правдоподобно, а оттого вдвойне неприятнее. Дженнифер изо всех сил пытается примириться с тем, что случилось с ней, как в детском возрасте, так и повзрослев. Сильная женщина отказывается видеть себя жертвой; даже будучи ребенком, ей хотелось верить, что она контролирует свою жизнь. Правда в том, что взрослые манипулировали ребенком и воспользовались её состоянием, а это может куда сильнее ударить по эмоциям, чем исключительная чернуха на ту же тему (см. «Затравленная» Деборы Кампмейер).
Катарсис и конфликт - вовсе не то, о чем говорит «Рассказ». Первого тут, кажется, вообще нет, а один из главных конфликтов (матери и дочери) слабо развивается. Тяжело сказать, является это недостатком или киноисповедь нельзя сделать по-другому, т. е. отвлекаясь на несущественные, по мнению автора, вещи, но всё же, как мне показалось, это сильно бьёт по атмосфере. Имею в виду, что хотелось бы видеть зрелище куда более напоминающее фильм, а не «Рассказ», хотя название, понятное дело, настраивает исключительно на субъективную точку зрения автора.
Материал необычайно сложен, но с реализацией тут всё в порядке. Эллен Бёрстин демонстрирует вехи актерской игры в свои 85 лет. Элизабет Дебики прекрасно исполняет роль загадочной миссис Джи, а главным украшением является всё-таки Лора Дерн. Актриса в очередной раз находит способ правильно показать трудный образ, раскрыв все нюансы. Её Дженни сердится, убита горем, колеблется, совершает ошибки и гневается - похоже, парадоксальное сочетание эмоций характерное для переживших (и осознавших) психологическую травму.
«Рассказ» слегка затягивается посередине, так как сценарий слишком много времени изучает личную жизнь современной Дженнифер без особых выводов. Да и рекомендовать всем «Рассказ» тяжело - всё-таки, полагаю, зрелище это сугубо личное и главным зрителем должна была стать постановщица. Режиссер, очевидно, написала и сняла «Рассказ» по той же причине, что и её экранное воплощение стало рыть подробности инцидента летом 1973-го: раскрыть и принять правду. Однако «Рассказ», при всем уважении к неплохо снятой истории, никогда не притворяется, что правда, как таковая, вообще существует. В конце концов, всё субъективно....
Знаете ли вы что.... Фильм снят по воспоминаниям сценариста и режиссёра Дженнифер Фокс.