Название: Рембрандт: Я обвиняю
Название зарубежное: Rembrandt's J'Accuse...!
Год: 2008
Страна: Германия, Финляндия, Нидерланды
Жанр: документальный, детектив
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Продолжительность: 86 мин.
Премьера: 4 октября 2008
Возраст: 16+
Рейтинг Кино Поиска : 6.982
Рейтинг IMDB : 7.30
Зрители : Россия - 2.6 тыс.
Режиссер: Питер Гринуэй
В ролях: Мартин Фриман, Ева Бертистл, Джоди Мэй, Эмили Холмс, Джонатан Холмс, Майкл Тиган, Натали Пресс, Питер Гринуэй, Тоби Джонс
Документальный фильм-очерк, в котором ожесточенная критика Гринуэйя сегодняшней неграмотности утверждается путём исследования и изучения картины Рембрандта «Ночной Дозор». Гринуэй объясняет задний план, контекст, заговор, убийство и мотивы всех 34 изображенных персонажей, которые, объединившись, тайно замыслили убийство.
Через картины Рембрандта Гринуэй переносит нас в Амстердам 17-го века. Он рисует мир, который является демократическим по своей сути, но почти полностью принадлежащий двенадцати семьям. Они слывут людьми, которым не чужда благотворительность и сострадание. На деле же всё происходит по-другому....
Рецензии: «Я расскажу тебе тайну вселенной...»------
Псевдо-документальный фильм Питера Гринуэя о картине Рембрандта известной под названием «Ночной дозор» - полуторачасовой фарс-доклад режиссера, написанный в стиле «я думаю», «мне кажется», «я считаю», «я уверен», «идите вы все в жопу». Гринуэй медленно со спокойствием удава читает нам с экрана, точнее с небольшого черного квадратика по центру экрана, историю создания картины «Ночной дозор». Будучи совсем не глупым стариком Гринуэй показывает нам все символы картины, написанные Рембрандтом специально для него, и само собой приводит убедительное толкование каждого этого символа со своей колокольни.
Словами режиссёра фильма картина великого художника обретает сюжет детектива без расследования. Рембрандт нарисовавший, между прочим, и себя среди толпы «Ночного дозора», данной картиной обвиняет капитана Франса Баннинга Кока и его близких в заговоре против лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга. Таким образом, Рембрандт, по мнению Гринуэя, пошёл против элиты Амстердама середины XVII века, именно потому, что написал эту картину, в которой обвинил одного из руководителей местного мушкетерского отряда в подлом заговоре.
Гринуэй также анализирует жизнь Рембрандта после написания «Ночного дозора» чья популярность и востребованность в высших кругах Амстердама пошла на убыль, мол, заговорщики после такого насмешливого обвинения какого-то художника отомстили ему, испортив репутацию Рембрандта.
Это всё конечно интересно, очень любопытно, но произошло так давно, что восстановление исторической справедливости по отношению к великому художнику Рембрандту упирается в срок давности - к заговору его безвестных недругов. Собственно реабилитация великому и всем известному Рембрандту вообще не нужна, поэтому вся затея Гринуэя смотрится как утехи старого маразматика на пенсионном покое, так сказать бессмысленное занятие, лучше бы делом занялся. К тому же в XVII веке, когда огонь средневековья ещё не успел остынуть заговоры, убийства, дуэли, революции и войны были в порядке вещей. Гринуэй увлекся темой «Ночного дозора», это уже второй его фильм на данную тему за весьма короткое время, но только он опоздал на несколько столетий. Время расставило по местам приоритеты.
Просмотр фильма «Рембрандт: Я обвиняю» очень сложная задача. Фильм скучный, нудный, темный, камерный, статичный. Однако в «Рембрандте», тот редкий случай, когда документальная составляющая фильма разбавляется художественной. Как когда-то в «Фальшивке» у Орсона Уэллса. В этом некая прелесть фильма, в этих оживших персонажах «Ночного дозора», у которых Питер Гринуэй спустя сотни лет берет интервью. Притом в фильме есть и известные лица, например, Рембрандта сыграл британский актёр Мартин Фриман.
Впрочем главной целью Гринуэя представляется вовсе не это расследование, попытка реабилитации Рембрандта и обвинение властьимущих в заговоре, а наоборот обвинение в бесчувствие нас, жителей XXI века, утративших связь с искусством и прекрасным. Это не больно, какой значимый наш недостаток, только Гринуэю от этого не легче. Не зря же режиссёр сравнивает «Ночной дозор» Рембрандта с кинематографом. Да, композиция в картине действительно будто находится в движении, но ведь современный мир (особенно та его часть, которая обитает на КиноПоиске) находится в беспрерывной связи с искусством, однако автора направления анти-кино Гринуэя не проведешь, он желает иного, поэтому и делает такое «кино»....
Знаете ли вы что.... Название фильма отсылает к знаменитой статье Эмиля Золя «Я обвиняю».