Название: Царь
Год: 2009
Страна: Россия
Жанр: драма, история
Рекомендовано: зрителям, достигшим 18 лет
Фильм/Сериал: movie
Продолжительность: 119 мин.
Премьера: 17 мая 2009
Возраст: 18+
Озвучка 1 плеера: Оригинальная дорожка
Рейтинг Кино Поиска : 6.906
Рейтинг IMDB : 6.80
Зрители : Россия - 805 тыс, Украина - 56.2 тыс
Режиссер: Павел Лунгин
В ролях: Петр Мамонов, Максим Заморин, Олег Янковский, Юрий Кузнецов, Александр Домогаров, Анастасия Донцова, Алексей Макаров, Иван Охлобыстин, Алексей Франдетти, Вилле Хаапасало
1565 год. Темные времена. Правление Ивана Грозного. Русь растерзана голодом и ливонской войной. Во всем мерещатся правителю измена и предательство. Его верные слуги, опричники, залили страну кровью. В каждом готовы они увидеть государева врага. Главный закон для них - царь. Единственный, кто пошел против царской воли и опричных злодейств, - митрополит Филипп, верный друг детства Ивана Грозного. Он возвысил голос свой и принес себя в жертву. Это противостояние расскажет о том, на что была способна Русь и в падении и в величии духа....
Рецензии: Человек во власти------
Каждый фильм Павла Лунгина вызывает споры: не стала исключением и его последняя картина-«Царь». Одно это уже хорошо, что среди мутного потока кинематографических однодневок появляются такие произведения. Фильм вызвал диаметрально противоположенные суждения-от восторженных до полного неприятия.
Многие обвиняют Лунгина в искажении исторической правды, в унижении государства Российского. Но как мне кажется, он и не ставил целью воссоздать ИСТОРИЧЕСКУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ того времени. Не будем забывать, что это художественное произведение, а не историческая монография. Лунгин и не ставит себе целью показать Иоанна IV государственным мужем, прирастившем Российское государство, заложившим основы государственной и административной законности. Лунгин не ставит целью показать царя-просветителя, одного из образованнейших людей своего времени (вспомните его знаменитую библиотеку), как и не ставит своей целью показать царя-тирана, залившего Российское государство кровью, царя-самодура и сладострастника, попирающего моральные нормы общества и церковные каноны. Лунгин исследует ЧЕЛОВЕКА ВО ВЛАСТИ.
Народная мудрость гласит, «Хочешь узнать человека - дай ему власть!». О, на что только не идут ради власти! Ради нее совершаются самые жестокие преступления, тратятся немыслимые суммы денег, совершаются неслыханные предательства... И добившись вожделенной власти человек отыгрывается за всё-за все прошлые унижения, за прошлый страх, за прошлый голод и холод. Он припоминает соперникам по этой безумной гонке ВСЁ и мстит, мстит жестоко и беспощадно.
А так как этот марафон, обычно, выигрывает человек незаурядный, то и правление его бывает плодотворным для государства. Вспомните Петра I, Екатерину II. Ведь они тоже пришли к власти через унижения и последующую жестокость. Да и в современной истории можно привести массу примеров. Но удовлетворив первую жажду мести кто то успокаивается, а кто то и не может остановиться, трезво оценить свои действия и понять, что ОН ГЛАВА ВЕЛИКОГО ГОСУДАРСТВА. К сожалению, таким был и Иоанн IV, оставшийся в памяти потомков как Грозный. (Сравните, Петр и Екатерина «Великие» и Иван «Грозный»-история все расставила по свои местам. И если при упоминании первых вспоминают дела добрые, забывая о жутких, то в случае с Иоанном IV на первый план выходят дела страшные и богомерзкие).
Вот и Павел Лунгин показывает царствование Ивана Грозного, но не Иоана Великого. Не мной сказано, что «короля играет окружение». Так и в окружении Царя не встретишь ни одного нормального персонажа. Лунгин показывает безумие и вседозволенность Царя через безумие и вседозволенность придворных. Это и Малюта Скуратов, больше похожий на вурдалака, и царица-садистка, и шут-мазохист, и опьяневшие от крови опричники, и ошалевший от кровавого зрелища НАРОД! И вершина этого безумия - ЦАРЬ! Не вершитель судеб государства, а ЦАРЬ! Человек, упивающийся своей властью, своей вседозволенностью. Иногда он сам ужасается самим собой, и тогда наступает просветление-«мальчики кровавые в глазах», раскаянье и покаяние... Тогда он призывает Филиппа, единственного, кому он верит, ползает перед ним на коленях, унижаясь и умоляя простить. Но просветление проходит и опять душу Царя захлестывает боязнь потерять ВЛАСТЬ, и опять жажда крови, опять его сжигает огонь подозрительности, опять он пожирает самого себя, обвиняя в своих муках других и мстя им.
Я не буду в этих кратких заметках анализировать актерские работы, да и об этом уже написано немало. Могу только сказать - ОНИ ВЕЛИКОЛЕПНЫ! Нет ни одной роли, большой или маленькой, где бы была заметна фальшь. Так же не буду предаваться рассуждениям о жизнеутверждающей, вопреки всем творящимся кровавым безумиям, силе Веры и Человеческой любви-тема эта большая и требует отдельного разговора, да и сказано об этом много. Павел Лунгин хотел, по моему, показать тлетворное влияние Власти на Человека (недаром фильм назван «Царь») и ему это удалось полностью.
Оценка 10 из 10...
Знаете ли вы что.... Фильм снимали в Суздале, где специально для этого построили декорацию опричного дворца. Дальнейшая судьба декорации вызвала в городе скандал: никто не хотел брать на себя траты по её демонтажу.------
Рабочим названием фильма долго значилось «Иван Грозный и митрополит Филипп». Но в последний момент его всё-таки сократили до более простого и понятного широкой публике и иностранным зрителям.Ошибки фильма.... События в фильме разворачиваются в период между 1565 и 1568 годами. Ивану IV, родившемуся в 1530 году, в этот момент 35-38 лет. Петру Мамонову, исполнившему роль царя, на момент съемок было 57-58 лет.------
В фильме говорится, что Филипп является другом детства царя, но митрополит родился в 1507 году, а Иван Грозный в 1530 г.