Название: Смерть мастера чайной церемонии
Название зарубежное: Sen no Rikyu: Honkakubo ibun
Год: 1989
Страна: Япония
Жанр: драма, история
Фильм/Сериал: foreign-movie
Продолжительность: 107 мин.
Премьера: 10 сентября 1989
Озвучка 1 плеера: Люб. Одноголосый
Рейтинг Кино Поиска : 7.313
Рейтинг IMDB : 7.10
Режиссер: Кэй Кумаи
В ролях: Эйдзи Окуда, Тосиро Мифунэ, Кинносукэ Накамура, Го Като, Синсукэ Асида, Эйдзиро Тоно, Такэтоси Наито, Цунэхико Камидзё, Таро Кавано, Тэйдзё Мута
Фильм о японской интеллигенции феодальной эпохи - мастерах чайного действа.
Эпоха правления сёгуна Хидэёси (XVI век) была для дзэнских мастеров чая «1937 годом». Многие впали в немилость и были казнены. Приказали совершить харакири и великому Сэн-но Рикю....
Рецензии: «Ничто не лишает нас ничего. Смерть забирает всё.»------
Этот фильм не порекомендовали как кино о буддизме. Хотя я позволил бы себе сказать, что это не столько кино о буддизме, сколько о японской культуре - культуре, проникнутой духом буддизма, причём понятого тоже по-особому, но не сводящейся к нему и при этом монолитной; культуре, в которой дзэнская медитация, путь воина, чайная церемония, поэзия и каллиграфия - не отдельные разные её составляющие, и вообще не разные.
Фильм посвящён воспоминаниям о Сэн-но Рикю, великом мастере чая. Через двадцать лет после того, как он сделал сэппуку по приказу Тоётоми Хидэёси, его ученик, друзья и поклонники (если такое слово применимо к людям, восхищёнными глубиной его чайных церемоний) пытаются разгадать причины его смерти и отношение мастера к ней... Через отдельные эпизоды, связанные также и с последователями Рикю (которых тоже ожидало сэппуку), постепенно раскрывают картину противостояния властителей, одержимых страстями, и познавших Путь, а потому безмятежных, мастеров чая...
Поначалу сложно уйти от очевидной аналогии отношений Рикю и Хидэёси со столь же сложными взаимоотношениями в отечественной истории - патриарха Филиппа и Иоанна IV. В дальнейшем же мы видим, что это более комплексный случай - или, точнее, архетип, намеренно глобальный, включающий и отношения интеллигенции и революционных масс, и Солона с Крезом, и... Речь идёт о сущностном антагонизме тех, кто не обладает властью, поскольку не ищет её, и тех, кто стремится к власти и потому её обладают. Антагонизм неизбежный, поскольку властителей, хотят они того или нет, беспокоит, что кто-то может игнорировать, то, ради чего они убивают и умирают, и умереть за то, что они не в силах понять; поэтому они приближают таких людей к себе, поэтому они в конце концов убивают их.
И на ещё более глубоком - или обобщённом - уровне «Смерть мастера чайной церемонии» - о том, о чём, в первую очередь, вся японская культура: во-первых, как жить просто, а во-вторых, как правильно умереть. Чтоб осуществить второе, необходимо научиться первому, а первое происходит от готовности ко второму.
Фильм потрясающе красивый, хотя это особая, японская красота, та, что не бросается в глаза слишком нарочито. В первую очередь это заслуга оператора и монтажёра - какие тут планы, и как они сменяют один другой!.. Это хокку на экране, не больше, не меньше.
Интересно, как типичная для массовой японской кинопродукции несколько избыточная, гротескная игра сочетается со строгими минимализмом актёрской работы в таких, интеллектуальных фильмах. Даже в самых драматических моментах чувства персонажей выражают движение бровей, полуприкрытые веки, никакого грома и крови. Загадочно-харизматичный Кинноскэ Накамура и создавший очень сложный образ вечного ученика, вокруг которого в действительности и строится фильм, Эйдзи Окуда, Тосиро Мифунэ, достойно представивший образ почти мифологического масштаба...
«Смерть мастера чайной церемонии» - прекрасный фильм. Действительно прекрасный....