Название: Розенкранц и Гильденстерн мертвы
Название зарубежное: Rosencrantz & Guildenstern Are Dead
Год: 1990
Страна: Великобритания, США
Жанр: драма, комедия
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Продолжительность: 113 мин.
Премьера: 10 сентября 1990
Возраст: 16+
Рейтинг Кино Поиска : 7.935
Рейтинг IMDB : 7.50
Режиссер: Том Стоппард
В ролях: Гари Олдман, Тим Рот, Ричард Дрейфусс, Ливио Бадурина, Томислав Маретич, Маре Млачник, Срджан Сорик, Младен Васари, Зелько Вукмирича, Бранко Заврсан
Остроумное дополнение к «Гамлету» Шекспира, превращающее трагедию в фарс....
Рецензии: Здесь и сейчас------
Пьеса «Розенкранц и Гильденштерн мертвы», равно как и ее экранизация - яркий пример того, как нетривиальный взгляд на обыденные вещи может весьма притягательно сказаться на зрительском интересе. Ведь зачастую невыразительно сказанные стоящие мысли теряются в общем потоке посредственности, и именно умение интересно и ярко их преподнести ценится весьма значимо.
Том Стоппард, автор пьесы и заодно режиссер фильма (что, несомненно, благоприятно сказалось на качестве последнего), взял за основу сакраментальное произведение бессмертного Шекспира «Гамлет» и посмотрел на нее совершенно под другим углом, бесцеремонно отодвинув все интересующие читателей элементы - образы, мотивы, события и даже общую фабулу - на второй, а то и на третий план. Он взглянул на нее глазами двух непримечательных и откровенно проходных героев - Розенкранца и Гильденштерна, давнишних друзей принца датского. Он легко обходит все стереотипы, выхватывая двух незаметных героев из текста и наделяя их чертовски яркими и остроумными типажами, достойными конкурировать с самим Гамлетом и всем его малоприятным окружением. Из незначимых штрихов в изрядно широкомасштабной трагедии создает свою уникальную комедию, полную ироничных афоризмов и словесных каламбуров, каруселей абсурда и метаморфоз, вереницей по-английски находчивых и изящных диалогов. Дает красноречивые отсылки к гамбургерам и архимедовской ванне, подтрунивает над законами природы и основами мироздания. Но, как известно, в каждом фарсе есть место серьезности, и за всеми показными дурачествами скрывается нечто большее, чем просто шутовское представление.
Директор уличной труппы актеров, что попадается на пути у Гильденштерна и Розенкранца, предлагает экзотичный вид выступления - заглянуть за сцену. Стоппард же не просто заглядывает за сцену - он перемещает туда зрительские места, начисто лишая всех возможности лицезреть главный помост. Мы видим «Гамлета» лишь кусками - тогда, когда встречают его главные (теперь уже) герои, - обрывками, эпизодами, чьими-то монологами, которые без общей картины смотрятся начисто лишенными смысла. И сами персонажи, кстати, тоже мало что понимают: они появляются в своей собственной жизни как-то вдруг, неожиданно; силятся вспомнить что-либо конкретное о прошлом и претерпевают сокрушительную неудачу; одно известно точно - за ними «послали», и им нужно поговорить с Гамлетом. Они даже не могут разобраться точно, кто из них Гильденштерн, а кто - Розенкранц, ибо изначально конкретика в этом казалось бы очевидном вопросе была похоронена под канонами жанра. Их швыряет по актам без объяснения причин и без их на то согласия, а, исполнив свою миссию в виде череды обмена реплик, они вновь уходят с трибуны, коротая время за попытками понять, осознать и докопаться до истины. И зритель оказывается в совершенно уникальном состоянии: зная, хотя бы в общих чертах, всю историю датского королевства от начала до конца, в том числе и их печальную и неминуемую участь, он наблюдает за всем с позиции недоумевающих героев. Мы смотрит на них не просто из закулисья, а как бы сверху, как маленькие боги. И, осознав это, на последних кадрах понимаешь вдруг суть всей нарочитой буффонады. Видишь то очевидное, что до этого было слишком незаметным.
Монетки всегда падают орлом, а мы идем, потому что нас позвали; странствуем по свету без знаний и в потемках, как два героя; мы - это они, такие же потерянные, забывающие постепенно себя маленького, себя вчерашнего, с вечными темами и мучительными попытками что-либо понять. Мы - это они, ничего не решаем, потому что другие сделали это за нас, чиркнув на клочке бумаги нашу жизнь; ищем причину и оказываемся в тупике. Мы - это они, персонажи чьих-то трагедий, или комедий, и все-таки хорошо, если комедий; обречены на кого-то или что-то, задаем неизбежные вопросы и не получаем ответов. И один из них финальным аккордом звучит из уст главных героев - «должно быть, был момент, тогда, в самом начале, когда мы могли сказать - нет?»
Том Стоппард не дает ответ. Он просто создает миниатюрную модель нашего фатального мира, выявляя его через призму сцены; произведение о судьбе, или жизни, или смерти - все равно, но важен не столько финал, сколько сам путь, и, может быть, в этих вопросах все дело? И надо - чтобы вот так, задорно, и с улыбкой, пусть даже и в потемках - лишь бы с кем-нибудь... И если Шекспир был прав, утверждая, что мир - театр, а люди в нем - актеры, то нам, наверное, ничего больше не остается, кроме как играть здесь главную роль....
Знаете ли вы что.... Фильм снят по мотивам пьесы Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (Rosencrantz & Guildenstern Are Dead, 1966).------
В начале фильма звучит композиция группы Pink Floyd «Seamus» из альбома «Meddle» 1971 года, только в картине использована ее инструментальная версия.