Название: Рассказ служанки
Название зарубежное: The Handmaid's Tale
Год: 1989
Страна: США, Германия
Жанр: фантастика, триллер, драма, мелодрама
Рекомендовано: зрителям, достигшим 16 лет
Продолжительность: 109 мин.
Премьера: 15 февраля 1990
Возраст: 16+
Рейтинг Кино Поиска : 6.191
Рейтинг IMDB : 6.00
Зрители : США - 1.17 млн, Германия (ФРГ) - 274.5 тыс., Франция - 86.6 тыс.
Режиссер: Фолькер Шлёндорф
В ролях: Наташа Ричардсон, Фэй Данауэй, Айдан Куинн, Элизабет Макговерн, Виктория Теннант, Роберт Дювалл, Бланш Бейкер, Трейси Линд, Зоя Уилсон, Кэтрин Доуби
В Республике Гилеад царит полуфашистский режим. На каждом шагу военные патрули. Люди в офицерской форме - самые желанные гости в респектабельных домах и самые желанные клиенты во всех государственных и прочих заведениях. Жены людей в офицерской форме - самые чопорные дамы в обществе. У них у всех сплошные достоинства и только один досадный недостаток: они не рожают детей. Потому для вынашивания потомства насильно сгоняются со всей Республики женщины подходящего возраста, способные к деторождению. Они под постоянным надзором живут в специальном охраняемом помещении, пока проходят курс подготовки, после чего становятся любовницами людей в офицерской форме....
Рецензии: История служанки------
«История служанки» Ф. Шлендорфа - экранизация романа американской феминистки Маргарет Этвуд в сценарной адаптации Гарольда Пинтера демонстрирует весь спектр мировоззренческих клише, свойственных сознанию «новых левых», но от этого не становится менее убедительной.
Метафора рейгановской Америки, антиутопическая панорама политического торжества крайне правых сконцентрирована в основном на демонстрации положения женщины в этом тоталитарном «дивном новом» мире. Перед нами - портрет возможного будущего, картина жесткого диктата американского протестантского фундаментализма, редуцирующего женщину до инкубатора, контейнера, пригодного только для деторождения.
Из-за политической и социальной остроты характеры персонажей сведены до ярких типажей. Центральная героиня - архетип женственности в той мере, в какой ее понимает феминизм: свободолюбивая, с чувством собственного достоинства, сексуальная, однако, все ее достоинства запрятаны глубоко внутрь агрессивной феминофобией патриархального общества.
Командор, герой Р. Дюваля - реакционер-лицемер, днем ведущий войну с повстанцами, всеми «этими меньшинствами, живущими на пособия», а ночью развлекающийся в борделе «для избранных». Эпизод в этом борделе - кульминация фильма: после демонстрации всех ужасов тоталитарного террора теократического мира (с показными молитвами, публичным покаянием в грехах и казнями-спектаклями) мы видим его изнанку, лицемерие и ханжество.
Не менее ярким типажами выглядит героиня Ф. Данауэй - злобная, нервная жена и подруга главной героини - раскованная лесбиянка-революционерка, одна из носителей «нового левого» сознания.
Один из базовых признаков нового мира - запрет на удовольствие любого плана, в том числе и сексуальное, разрешен лишь механический, обезличенный процесс зачатия (эти эпизоды точны в деталях и очень выразительны), героиня Ричардсон раскрывается как женщина только в сцене тайного и запретного секса с охранником. Как видим, концептуальная основа фильма находится в прямом соответствии с идеями Г. Маркузе о «репрессивной десублимации» в буржуазном мире, что делает его программно «левым».
В плане кинематографической формы лента довольно традиционна, умело нагнетая саспенс в наиболее драматичных сценах, в остальных - сбалансировано чередует средние, общие, изредка крупные планы. Пространственная композиция кадра, создаваемая незаметными и ненавязчивыми движениями камеры И. Лютера, тоже не содержит особых новаций.
Шлендорф удачно сохраняет драматическое напряжение почти на протяжении всего фильма, однако, порой излишне давит на идеологические педали - большинство эпизодов ригористичны в своих моральных акцентах: «правые» показаны как монстры, дорвавшиеся до власти, а «левые» - как их несчастные жертвы.
Пинтер в отличие от большинства написанных им сценариев в этот раз не делает мотивы поступков персонажей глубоко запрятанными в глубины их психологии: в «Истории служанки» они демонстративно обнажены, что и делает этот фильм помимо его идеологической злободневности еще и невероятно экспрессивным, выразительным в художественном отношении, хотя не свободен от манипуляции эмоциями зрителей, что указывает на серьезную уступку Голливуду.
Как экранизация фильм достаточно компактен и лаконичен в повествовательном плане, хорошо ритмически организован, хотя и стремится чрезмерно эмоционально усилить некоторые эпизоды, делая их слишком «американскими», стереотипными. Фильм любопытен, прежде всего, как определенная веха в творчестве Шлендорфа, почти всецело сосредоточенного на экранизациях: он демонстрирует умение немецкого режиссера прекрасно ориентироваться не только в американском литературном материале (что показала еще адаптация «Смерти коммивояжера»), но и в хитросплетениях идеологического контекста рейгановской политической реальности....
Знаете ли вы что.... Роль Кейт/Оффред предлагали Джоди Фостер и Сигурни Уивер. Уивер была вынуждена отказаться из-за беременности. В конце концов на роль утвердили Наташу Ричардсон.------
Коммандер проживает в доме 1810, полный адрес - США, Северная Каролина, город Дарем, Седар стрит, 1810. В Соединённых Штатах этот дом известен тем, что в 2001 году писатель Майкл Петерсон убил там свою вторую жену. На 55-й минуте фильма Фэй Данауэй и Наташа Ричардсон спускаются по той самой лестнице, с которой, как писатель заявил врачам, якобы упала Кэтлин.