Название: Первое прекрасное
Название зарубежное: La prima cosa bella
Год: 2010
Страна: Италия
Жанр: драма, комедия
Продолжительность: 122 мин.
Премьера: 15 января 2010
Рейтинг Кино Поиска : 6.839
Рейтинг IMDB : 7.10
Зрители : Италия - 1.11 млн, Испания - 17.9 тыс.
Режиссер: Паоло Вирдзи
В ролях: Валерио Мастандреа, Микаэла Рамаццотти, Стефания Сандрелли, Клаудия Пандольфи, Марко Мессери, Фабриция Сакки, Аврора Фраска, Джакомо Бибиани, Джулия Бургаласси, Франческо Рапалино
Лето 1971 года. Прекрасная Анна Ниджотти побеждает на конкурсе «Мисс Мама», который проходит на самом известном курорте в Ливорно. Анна и не подозревает, что вызвала нездоровый интерес у всей мужской публики, подозрения у мужа Марио и скрытое чувство неловкости у сына Бруно. Наши дни: все еще красивая, несмотря на смертельную болезнь, Анна покоряет врачей своей неудержимой и заразительной энергией, а Бруно сжёг все мосты, связывавшие его с родным городком, семьёй и прошлым. Преподаватель училища, он не любит свою работу и цепляется за право вести неинтересную жизнь. Сестра Бруно, Валерия, убеждает его приехать попрощаться с матерью. Анна, прекрасная и энергичная, словно бросила вызов всем медицинским диагнозам... Бруно с неохотой возвращается в Ливорно. Их встреча, после долгих лет враждебных отношений, позволяет Бруно расквитаться с прошлым, которое он пытался забыть....
Рецензии: Сложный итальянский трагикомизм------
Говорят, Золотой век итальянского кинематографа закончился пару десятилетий назад, и я, в принципе, с этим согласен. Хотя периодичеки итальянцы делают очень хорошие картины, которые достойны внимания. «Первое прекрасное» стал призером Международного кинофестиваля в Палм-Спрингс, взял три престижных премии национальной итальянской киноакадемии «Донателло» (лучшая Актриса, лучший Актер, лучший Сценарий) и был номинирован на «Оскар» как «Лучший Иностранный Фильм» в 2010 году.
Перед нами история красивой итальянской женщины, которая слишком любит мужчин, чтобы оставаться только с одним из них (и мужчины отвечают ей взаимностью), и о двух ее детях (ближе к концу появляется третий, которого ей пришлось видеть на расстоянии - он вырос с отцом). История охватывает период в целых 38 лет. Начинается она в 71 году, когда Анна Ниджиотти внезапно становится первой в конкурсе красоты среди женщин с детьми. В порыве ревности отец выгоняет мать с двумя детьми из дома. Фильм одновременно разворачивается в двух временных пластах. Во втором - уже взрослый сын Бруно, имеющий проблемы с наркотиками (весь фильм он ищет, где бы что-нибудь достать, чтобы закинуться - в общем, полинаркоман-неудачник), преподаватель гимназии, давно порвавший с матерью, все же отправляется к ней хоспис, где она умирает от рака. Вместе с сестрой Валерией. Мать оказывается на обезболивающих, но еще достаточно бодрой, чтобы броситься на него с поцелуями, а потом сбежать из больницы в кинотеатр и на танцевальную площадку, где она танцует вместе с сыном, пока не падает в обморок, и изо рта у нее при этом хлещет кровь...
В картине множество трогательных и эмоционально насыщенных моментов. Но, увы, несмотря на то, что жанр обозначен как трагикомедия, смешной я бы фильм не назвал. Он снят по-итальянски энергично, между героями то и дело «искрит», но при этом картина бесконечно грустная. Потому что прекрасно осознаешь, отчего у сына такие психологические проблемы, приведшие его к наркомании, и что Анна, в сущности, прожила беспутную и невеселую жизнь, прыгая из одной постели в другую. Третьего сына она вообще родила в каком-то странном тройственном союзе - занимаясь одновременно сексом с адвокатом и его женой, он при этом устроил ее на работу секретаршей.
Валерио Мастандреа, играющий Бруно в возрасте, конечно, исполняет свою роль великолепно. Награду «Донателло» он заслужил. Очень забавно наблюдать и за его тщетными попытками раздобыть наркотики - в хосписе, в аптеке, у родственника-музыканта. И трагикомедия, в основном, строится на его сложных эмоциях и переменчивости. Чем-то он очень, кстати, напоминает Майкла Фассбендера.
Фильм получил хорошие критические отзывы и высокие оценки зрителей. Но для меня итальянский юмор оказался, видимо, слишком тяжелым - я его не воспринял, как должно. Мне картина показалась драмой издерганной судьбой и собственной неправильной натурой женщины и ее, увы, несчастных детей. Смотреть фильм я бы порекомендовал только большим фанатам итальянского кино - таких, я знаю, немало. А вообще, надо будет глянуть еще что-нибудь этого режиссера - Паоло Вирдзи - не зря же говорят, что он снимает с очень тонкой иронией. Возможно, я просто не уловил его тонкий юмор с первого же авторского кино. ...